Кировчанин Александр Ефимов о написании стихов и арт-буке.
В одном из своих значений артбук – книга, сделанная своими руками.
Поклонников этого хобби не так уж и мало: людей привлекает возможность получить издание нужных размеров, обложки, переплета.
Кроме того, книги ручной работы – это всегда уникальные штучные вещи, сохранившие частицу энергетики своих создателей. По словам Александра Ефимова, он заинтересовался арт-буком, когда захотел издать сборник своих стихов.
– Я где-то в 14 лет начал писать стихи, – рассказывает герой рубрики. – Позже появилось песни собственного сочинения. Шли годы, менялись места работы – Александр Иванович играл в музыкальных коллективах города, служил в органах внутренних дел, сейчас работает заместителем гендиректора по безопасности одной из крупных организаций города, а потребность выражать через творчество мысли и чувства осталась.
– У меня никогда не было особой потребности вынести свои стихи на суд широкой общественности, – говорит Александр Ефимов. – Я читал их родным, друзьям, знакомым. Писал «по случаю»…
Однако с годами бумажных листков со стихами становилось все больше – и автор решил их «объединить и упорядочить». Первый свой сборник стихов я заказал в 2010 году в типографии у знакомых, – рассказывает герой рубрики. – Первоначально обговоренная сумма за верстку и печать к концу работы увеличилась вдвое. Меня это неприятно удивило.
Небольшой тираж неожиданно быстро для автора стихов разошелся – друзьям, коллегам, знакомым.
– Конечно, было приятно: дочь уносит мой сборник на работу, потом возвращается и просит дать еще несколько книжек: коллеги просят, видимо, понравилось, – улыбается Александр Иванович.
Когда накопился новый стихотворный материал, Александр Ефимов задумался: обращаться в типографию больше не хочется… «Есть люди, которые любят сидеть у телевизора, а я люблю работать своими руками, – замечает он. – Мне стало интересно, а можно ли сделать книгу от и до самостоятельно».
Кажется, сегодня в Интернете можно найти инструкции по изготовлению чего угодно, а уж советов, как сделать книгу в домашних условия более чем достаточно. Однако герою рубрики было не интересно идти «по проторенной дороге». «Я решил двигаться собственным путем проб и ошибок», – улыбается Александр Иванович.
Производственный процесс
Я держу в руках «Мысли мои» – рукотворный сборник стихов Александра Ефимова – ни за что не отличить от типографского издания. Герой рубрики решил обходиться самым простым набором инструментов и материалов (всем тем, что достаточно просто раздобыть в наших магазинах) и не прибегать к помощи большинства приспособлений, облегчающих процесс работы по изготовлению книги – переплетному станку, штриховке, гладильнику, кашировке и другим.
– Клей для форзацев книги я, например, использую самый обычный, канцелярский, – рассказывает Александр Иванович. – Правда, только определенной марки. Прежде чем найти ее, пришлось перепробовать штук 20 клеев разных фирм – все не то. А этот стоит копейки и с бумагой на форзаце годами ничего не делается.
Работа над книгой состоит из двух частей – это сбор, подготовка материала и изготовление книги, – рассказывает кировчанин.
Один из самых сложных и ответственных процессов в работе над книгой – обрезка листов. Те, кто работают в полиграфии, знают, что резка бумаги намного сложнее резки дерева. Впрочем, сегодня в домашних условиях промышленные ножи можно с успехом заменить на резаки, которые легко найти в отделах канцтоваров. Непрост и процесс переплета книги: он состоит из нескольких этапов. Переходить от одного к другому нужно только после полного завершения предыдущего, в худшем случае появятся неисправимые ошибки.
– Обычно переплет делается следующим образом: книги сшиваются, – говорит Александр Иванович. – Я же пошел несколько другим путем: закладываю в пресс-форму страницы книги, сжимаю – в таком виде они остаются в течение суток. Потом из скрепок делаю скобы и скрепляю ими листы. Сегодня, уже набив руку, герой рубрики может дать несколько советов начинающим изготовителям книг: «Бумагу на обложку лучше брать немецкую, но она появляется в продаже не часто. Китайская доступнее, дешевле, но очень тонкая: одно неловкое движение, и лопается. Еще бы я посоветовал проклеивать книгу медицинскими салфетками.
В отличие от марли они особым образом обработаны и не будут «разъезжаться».
– Конечно, можно было не экспериментировать, – говорит герой рубрики. – Было бы меньше брака (штук 20 вышло неудачных). Но так ведь интереснее: каждый раз словно открытие делаешь – положительные эмоции обеспечены.
Ювелирная работа
– Наверное, чтобы делать книги не хуже изданных типографским способом, нужно быть усидчивым и терпели вым человеком – замечаю я.
Александр Иванович со мной соглашается: «Конечно, например, обклеивать обложку – ювелирная работа. Но я ведь работал в органах внутренних дел. Привык подходить к делу скрупулезно, вникать во все детали».
– Долгое время я был на виду: 17 лет провел на сцене, потом долгое время командовал полком, – говорит Александр Иванович. – Поэтому сегодня очень люблю тишину. Хотелось в одиночестве подумать, сформулировать все испытанное, прожитое и пережитое. В результате рождаются стихи. Создание книг то- же своего рода «терапия тишиной» – успокаивает, расслабляет и позволяет сосредоточиться на своих мыслях.
Сегодня Александр Иванович не только «издает» книги по просьбе друзей и знакомых, но и реставрирует собственную большую библиотеку.
«Мысли мои»
Большинство стихов в рукотворном сборнике «Мысли мои» философские. Смысл жизни, долг человека, отношения отцов и детей. Причем толчком к размышлению может послужить что угодно – названия стихотворений «Родная земля», «Встреча школьных друзей», «Любимый город», «День пограничника» – говорят сами за себя. «Что вижу, то и пою», – смеется Александр. Что особенно ценно: обыденные явления жизни наполняются особым смыслом – вечное автор видит в простом, простое – в вечном. Другие стихи – «Для этого стоило жить», «Жизни пролог», «Время и человек» – концентрация жизненной философии автора.
Особое место в лирике автора занимает военная тема. Отец Александра Ивановича был призван в 1938 году – прошел всю войну, дядя ушел в 1943 году…
Сам автор, по его же признанию, работает сегодня над большим прозаическим произведением, в котором будет затронута военная тема: его роман, возможно, увидит свет в следующем году и будет называться «Память». Сегодня – в преддверии большого праздника Дня Победы – мы публикуем несколько стихотворений, которые показались нам небезынтересными.
Ты вернись, сынок
Ты вернись, сынок
Лето. Сорок первый год.
Ты уехал, помахав рукою,
Я кричала: ты вернись, сынок!
Разберись с проклятою войною!
Ты простился будто навсегда,
Через годы вижу снова,
Зеленеет в поле лебеда,
И тебя красивого, большого.
Ты стоишь передо мной,
Ты пришел с войны с Победой,
Я же помню, было все весной,
То письмо, перед обедом.
Здравствуй, мама! Я вернусь с войны,
Я дошёл до самого Берлина!
Видит мама радостные сны,
Ожидая собственного сына.
Дни летят, ох эти сны …
Что-то сердце растревожилось
и плачет.
Это недуги, наверное, весны,
Говорит ему, слезинку прячет.
Сын как будто бы живой,
Руки тянет, обнимать пытаясь,
Той победною весной
Он стоит, пред нею наклоняясь.
Слезы катятся из глаз,
Не смахнуть, не вытереть слезинки,
Этот сон уже в который раз
Видит мама как с картинки.
Что случилось, мама? Ты скажи!
Почему же голова седая?