Завершение сезона Театра на Спасской ознаменовалось очередной премьерой и очередной режиссерской работой Александра Трясцина. На сей раз режиссер вновь взялся за детскую постановку, при том очень громкую известную – на сцене нашего театра выступили «Бременские музыканты».
Сказать, что я безмерной люблю эту сказку Братьев Гримм, значит не сказать ничего. Да и кто из поколения семидесятых-восьмидесятых, выросших на одноименном мультфильме по сценарию Василия Ливанова, ее не любит?! Смею даже предположить, что та самая любовь и отличный повод – сорокалетие мультипликационной саги — сподвигла к постановке и Александра Трясцина. Учитывая все вышесказанное, синдром повышенных ожиданий с моей стороны был неизбежен. Вознаграждение не заставило себя долго ждать – основой нашего спектакля стала как раз не классическая сказка, а ее анимационное воплощение.
Актеры замахнулись даже на живое исполнение песен из знаменитой интерпретации. И вот здесь, на мой взгляд, самое тонкое место премьеры. Труппа Театра на Спасской обладает массой достоинств и талантов, шикарным набором типажей, но скромным набором выдающихся вокалистов… Беда в том, что в случае с «Бременскими музыкантами» сравнений с Олегом Анофриевым (именно его голосом поют большинство персонажей музыкальной сказки) избежать невозможно. И, может быть, от сравнения можно было уйти, будь ставка на живое исполнение в спектакле чуть менее очевидной. К тому же, повторюсь, актерских талантов и, как показали «Бременские», навыков циркового мастерства, в Театре на Спасской более чем достаточно. Цирковое представление – это, к слову, отдельная песня нашего спектакля: было весело, профессионально и очень правдоподобно. Особенно поразил кот в исполнении Константина Кочнева, и восторг этот не покидал на протяжении всего спектакля. Почему-то на ум сразу пришла цитата из другого известного советского мультфильма – «Будь у меня такой кот, я, может, не женился бы вовсе»)))).
Лично для меня «Бременские музыканты» Театра на Спасской стали поводом для очередного открытия актеров второстепенных ролей. Молчаливый (не по природе, а по сценарию) шут в исполнении Ольги Чаузовой приковывает взгляд и заставляет следить за всеми ее передвижениями по сцене, наполненными невероятной грацией и пластикой. Голос и харизма Нины Чернышовой превращает ее из заурядной придворной дамы в настоящую королеву (а до чего она выразительна в «Обыкновенном чуде» — кто не видел, обязательно посмотрите). И, наконец, Евгений Лютиков – глава королевской охраны, чрезвычайно комичен и в этом очень убедителен.
Пожалуй, отдельно отметила бы игру Михаила Андрианова (король) и Алексея Хорева (сыщик). Кстати, Алексей выразительно-речитативно исполнил песню сыщика и, на мой взгляд, это было максимально успешным переложением текста в контекст спектакля. В случае с Хоревым-сыщиком даже не хотелось ничего сравнивать, потому что это было не просто по-другому (не так как в мультфильме), а по-другому с учетом сильной стороны артиста.
Мои личные впечатления от премьеры: бременские музыканты сыгрались, но не спелись. Для тех же, кого моя рецензия может заставить засомневаться в том, чтобы идти на спектакль, добавлю – после премьеры раздался буквально шквал аплодисментов и криков «Браво» от юных зрителей – а они не умеют притворяться, значит, действительно, оценили, одобрили, приняли: безусловно, без анализа, основанного на личном опыте… Это главное, ведь спектакль – в первую очередь для них, а не для людей с прошлым, пусть и самым замечательным.