Вадим Гаглоев: «Уровень цирковых программ оставляет желать лучшего»
Пустая арена. Ряды сидений, поднимающиеся все выше и выше. Дежурный свет. За кулисами – грохот тележек, лай собак, шум множества голосов. В Кировский цирк приехала новая программа. Разгрузка в самом разгаре. Фуры, ящики, снующие туда-сюда рабочие… В ожидании краткой пресс-конференции с Вадимом Гаглоевым, директором российской государственной цирковой компании, журналисты ненадолго становятся свидетелями будничной жизни цирка. Жизни, прямо скажем, не всегда устроенной и налаженной.
Не раз доводилось разговаривать с артистами цирка, приезжающими в Киров. И мало кто из них хорошо отзывался о цирковой гостинице. О самом здании цирка, давно требующем ремонта… А ведь что такое жизнь циркового артиста — города, поезда, гостиницы, репетиции и выступления. Им нечасто удается подолгу жить в своей квартире и спать в своей постели. Бесконечные переезды по стране – таков их удел. От одного манежа к другому. И далеко не в каждом городе их ждут хорошие или хотя бы сносные условия… Большинство из 39 цирков по стране построены в 70-х годах. Многие с тех пор не знали ремонта. Стоит ли удивляться, что большинство из них находятся «не в лучшей форме»?
– Главная задача моей поездки – ознакомится с состоянием имущественного комплекса, – рассказывает Вадим Гаглоев, назначенный на нынешнюю должность в марте этого года. – Должен отметить, что Кировский цирк не в самом плачевном состоянии. Бывает и похуже. Гораздо хуже. А потому необходимы расставлять приоритеты. Есть цирки, которые требуют немедленного участия. На этой неделе, например, начался ремонт в цирках Иваново и Тулы. В этом году ремонт начнется в Рязани, Челябинске, Нижнем Тагиле. Так что сейчас мы должны составить своеобразную «дорожную» карту на будущее, чтобы понять, в каком году какие цирки встанут на ремонт. Повторяю, пока это только планы. Которые могут изменятся, корректироваться и так далее.
По оценке руководителя «Росгосцирка» ремонта требует, в частности, фасад здания Кировского цирка. А вот места для зрителей, по его мнению, в довольно хорошем состоянии.
– Стараемся поддерживать, – заметили на это сотрудники Кировского цирка.
– Вы не видели еще страшных стульев! – сказал Вадим Гаглоев, осматривая зал.
Его интересовало и состояние купола, и покрытие манежа. Одним словом, он старался вникнуть во все детали.
На вопрос о приоритетных целях и задачах на посту директора «Росгосцирка», Вадим Гаглоев ответил:
– Это создание современных цирковых программ. Я, наверное, не открою вам секрета, сказав, что уровень цирковых программ сегодня оставлять желать лучшего. У нас есть очень хорошие программы, которые традиционно собирают аншлаги. В их числе и программа под руководством Таисии Корниловой, которая недавно закончила работать в Кировском цирке. Но таких программ должно быть много.
Планирует руководитель «Росгосцирка» и восстановить принцип конвейера, на котором в свое время была построена работа советского цирка. Все манежи знали свое расписание на год вперед. Год, к примеру, это восемь программ, четыре недели, двадцать представлений в программе. Таким образом, директор каждого конкретного цирка будет знать, какая программа в какой период приедет. А это даст возможность планировать работу, расходы и доходы, заранее продавать билеты, запускать рекламную компанию. То есть повысить эффективность.
Во время своей поездки в Киров Вадим Гаглоев встретился и с главой региона. Итогом встречи стала предварительная договоренность о подписании договора о намерениях. А намерения головной компании в отношении кировского цирка таковы: в 2015-м году провести проектно-сметные работы, определится с источниками финансирования и в 2016-м году приступить к ремонту.
Если планы не поменяются, есть вероятность, что через несколько лет кировчане смогут прийти в обновленный цирк — где не будут, например, во время дождей протекать крыши, а в окнах будут, как и положено, вставлены стекла, а не листы фанеры. Где будет чисто, уютно, светло и радостно. Как и должно быть в цирке.
Вот только уж очень ненадежное это извечное наше «если»…
Цена вопроса
Цирковое искусство должно быть доступным
Вадим Гаглоев:
– Билет на цирковое представление в среднем по стране стоит от 400 до 800 рублей. Много это или мало? С одной стороны, для семьи из трех, к примеру, человек это составит сразу порядка тысячи двухсот — тысячи шестисот рублей из семейного бюджета. Но в цирке и без того самые дешевые билеты из всех зрелищных мероприятий, которые проводятся в стране – билеты на любые спортивные соревнования, театральные представления, концерты стоят намного дороже. Держать такой уровень цен – это наша политика, потому что цирковое искусство должно быть доступным. Это семейный вид искусства.
С другой стороны, вы должны понимать, что цирковой артист — это артист, который не работает под фонограмму. Это огромный-огромный труд. То мастерство, которое вы видите в манеже, достигается не за месяц, не за два. Оно достигается каждодневным многолетним трудом. А рабочие по уходу за животными? Это тоже непростая профессия, не каждый туда пойдет. И когда мы говорим о доступности цирковой программы мы не должны забывать о том, что любой труд должен достойно оплачиваться. Артист цирка должен получать достойную оплату.
Юлия Ионушайте
Фото автора