ОСАГО: ПОЛИС С ОБМАНОМ

Какие только уловки не используют страховщики ради получения прибыли.

В последнее время некоторые страховые компании при продаже полисов ОСАГО стали отказываться применять понижающий коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который учитывает стаж безаварийной езды страхователя. Максимальная скидка за 10 лет безаварийной езды может составить 50 % стоимости полиса. Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов установлены постановлением Правительства РФ, и они обязательны для применения страховыми компаниями. С начала года Российский союз автостраховщиков запустил единую базу данных – автоматизированную систему обязательного страхования гражданской ответственности собственников средств передвижения (АИС ОСАГО). В нее заносятся все действующие, а также выданные за два предыдущих года полисы «автогражданки» со всеми убытками. Именно на основе АИС ОСАГО страховщики должны назначать КБМ. Однако некоторые страховые компании стали заявлять своим клиентам, что их данных нет в базе данных, а значит, коэффициент будет равен единице, даже если у них десять лет безаварийного стажа. Водители самостоятельно не имеют возможности проверить свою страховую историю, поэтому многие вынуждены соглашаться. Это может иметь негативные последствия: купив полис ОСАГО с КБМ=1, автовладелец рискует потерять не только тысячу-полторы рублей сейчас, но и скидку на последующие годы, поскольку класс водителя в системе «бонус-малус» в дальнейшем будет определяться этим полисом. То есть каждый год в течение многих лет владельцу авто придется платить на 1-1,5 тыс. рублей больше. А это уже значительная сумма. Другая уловка, которой стали пользоваться недобросовестные страховщики – навязывание техосмотра. При заключении договора ОСАГО автовладельцу сообщают, что его диагностическая карта не зарегистрирована в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра, и поэтому ему необходимо вновь пройти технический осмотр (ТО) в дружественной им компании. Стоит ли говорить, что в приведенных случаях сотрудники страховых компаний просто-напросто обманывают своих клиентов? Отказ от выдачи полиса при действующем техосмотре следует рассматривать как нарушение закона. В случае аварии, если выяснится, что у автомобиля не было действующего ТО, страховая компания может предъявить его владельцу регрессное требование, но требовать повторного прохождения процедуры техосмотра она не вправе. Что касается КБМ, то в случае его неправильного применения необходимо обратиться с жалобой в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород) и/или Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, либо прокуратуру по месту жительства.

Александр КИРПИКОВ, Центр правовой помощи

тел. 49-42-43

Предыдущая статьяСледующая статья