В последнее время активно обсуждается уход худрука Бориса Павловича из Театра на Спасской. Многие уверены в том, что он нашел себе место лучше, чем Вятка, и театр более солидный, чем наш ТЮЗ, считая, что у нас ему было плохо.
Однако интернет-сообществу Павлович признался: «В Кирове мне было очень и очень хорошо. Здесь меня окружают прекрасные люди, настоящие друзья — Roma Tsepelev, Елена Авинова, Ирина Брежнева, замечательные актеры. Но работать в настоящих условиях — это за гранью добра и зла. Молодые актеры выживают на 8 тысяч в месяц. Я сам становлюсь соучастником эксплуатации их энтузиазма, а когда они не выдерживают, ищу новых, кто займет их места — тоже до конца энтузиазма. И так до бесконечности. Саша и Мила Штепановы, Гоша Монастирли, Лёша Кусакин, Настя Егорова, Лёша Красный, Стас Степанов — где они? Все они имели прекрасные роли и творческие перспективы… Про свои доходы промолчу — скажем так, нет знакомых, у которых мне не пришлось бы занимать денег, чтобы дотянуть до зарплаты. Хорошее занятие для руководителя театра. За семь лет я нажил подержанный велосипед Specialized и три полки книг. Но последнее только благодаря программе «Дай почитать» на «Эхо Москвы»…На всякий случай, уточняю: я ухожу пока неизвестно куда, буду думать, искать».
Все это подтвердила и давний друг театра Наталья Осипова: «Борис бы не уехал, если бы город создал сносные условия жизни ему и труппе театра. Молодые актеры с зарплатой в 8 тыс. рублей, без всякой надежды на жилье и пригодную для жизни оплату труда, главреж с зарплатой в 19 тыс. и теми же перспективами… Не только Борис уезжает, еще 5 актеров ушли в этом сезоне. Вся ситуация — не новость, она продолжалась несколько последних лет, и департамент культуры и директор театра все знали…Борис сделал в Кирове множество совершенно подвижнических проектов: драматическая лаборатория, спектакли для студентов и др. Речь не только о театре, речь о культурном пространстве Кирова».
На эти признания с болью откликнулись многие, считая, что ситуацию в Театре на Спасской, независимо от того, уедет Павлович или останется, нужно менять. И в самом деле, трудно найти людей на постоянную работу при таких низких окладах. Люди терпят, пытаются выжить, но рано или поздно уходят, ищут, где лучше, и это естественно.
Очевидно, что местные власти вплоть до губернатора обязаны принять меры, чтобы улучшить положение не только в театре-участнике «Золотой маски», но и в других театрах, где те же проблемы. Необходимо поднять зарплаты если не в два, то в полтора раза. Если находятся миллионы на посредственные скульптуры для украшения парков, то не думать о живых людях – просто преступно.
Что касается Павловича, то он отказался от предложения Белых решить вопрос о том, чтобы остаться, считая, что это будет выглядеть как шантаж с его стороны. Но поклонники таланта Бориса думают о том, как компенсировать ему хотя бы часть денег, которые ему не доплатила власть. Так в октябре Галерея прогресса планирует аукцион разных вещей, связанных с Павловичем, и вкупе с другими вложениями это будет его общественной премией.
ТАТЬЯНА БУШМЕЛЕВА