2 января. День Игнатия. Оберег дома. Рождественский пост
В этот день полагалось стряхивать иней с яблонь – для урожая.
Ясные дни во время Рождественского поста благоприятны для урожая.
В этот день старались оберечь дом от всяческих напастей, для чего вокруг села обносили иконы.
«Январский холод заполняет закрома»
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Деревья в инее — небо будет синее.
Если 1 января полагалось поклониться земле, то 2 января приходили пора дом оберечь. В обычаях и обрядах старины поверяют нам, как быть в ладу с окружающим миром и вести дом. Недаром сложено: «Дом вести — не вожжой трясти».
Само слово «водить» означало непрерывное движение, не сочтенный на версты путь. Вести род свой, водить с соседом хлеб-соль, водить умом, вести хозяйство, водить хороводы… И всякий раз, произнося это слово, мы углубляемся во время и видим в том, что было обрядами, заговорами, причетами, — чистую любовь людей друг к другу, к природе, к жизни.
Вести дом — это значило жить домом, тужить, коли что неладное случается. В притолоку, как только солнцеворот пройдет (25 декабря), хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Заслоняя дом от зла, заботясь о домашней утвари, о домочадцах, крестьяне верили, что сила острого серпа, точеного топора передастся двери и порогу, хранителям входа в дом.
… Дверь скрипнула горько, уже торопится мужик, ухо прикладывает к дверному столбу, слушает, будто и впрямь дерево скажет ему, что за тягота легла на дверную спинушку? Неужели худо заступил он порог неведомой силе?
3 января. Петр Полукорм. Рождественский пост
Половина зимнего корма скотом съедена.
По народным приметам, если снег не ляжет до 3 января – год будет неурожайным.
Услышишь гудение — лето будет сердитое
Мороз и метели русскую печь не ждут, амбар в гости не зовут. Все круче сугробы. Сказывали в деревне: «Снег — крестьянское богатство. Коли снег на полях велик, то и урожай с полей будет велик, сусеки в грядущем году полны».
Почитая отчую землю, родной дом, крестьянин не забывал и о зерне: «Хлебу и соли долог век». Желали, чтобы колос был колосистый, зерно — зернистое.
Поутру 3 января шли кромить сусеки, торкать зерно. Всякое бывало: то мышарник в амбаре углядит большуха, а то почует, когда зерно-то слежится, из сусека жар прет. Вот потому поторкать зерно в сусеке самое время. Брал мужик лопату деревянную да зерно-то шевелил. Оторкивал самое дно. И коли мыши прогрызли деревянный ларь, то зерно приходилось переносить в новый сусек. Сусеки в этот день «наслушивали». Ухо приложит крестьянин к зерну и слушает. Гудение бывало стояло в сусеке, и крестьянин знал: «Это — к лету неуемному, сердитому».
Уходя из амбара, надо было преломить лучину да крест-накрест положить поверх зерна. Ведь неведомая сила может утоптать хлеб, изъять всхожую силу из зерна. Хлебные запасы нужды не терпят.
Входя в дом в этот день, говорили: «Спорынья в квашню!» Ведь от порядку и догляду спорынья в хозяйстве живет.
4 января. Анастасия Узорешительница. Рождественский пост
Анастасия считается покровительницей беременных, ей молятся при родах.
Жила она в начале третьего века и пострадала за веру во времена императора Диоклетиана.
В этот день думали о роде-племени русском. Славили мать. Мать, родительница у всего, что на земле было, живо и будет, — испокон есть она. Она нянчит и кормит, душу малую светом полнит: «Бог до людей, что мать до детей». Матерью дома называют матицу. И примета такая была. Когда человек из дома уходит (отчий ли край зовет заступить путь вражьей силе, в деле каком надобно толк ли уразуметь), уходя, на счастье надо подержаться за матицу. Мать-сыра земля и хлеб родит, и о веке радеет.
В старину наши предки считали, что плюнуть на землю — это плюнуть в лицо матери-земле. Грех-то какой! Не то, что содеять, помыслить про то значило в душу черноты напустить, святый дух избыть. Помним ли мы древнюю заповедь: «Держись за землю»?
К этому дню вышивали полотенце, что сулило благополучное разрешение от бремени. Белым по белому, красным по красному вышивали в старину северные мастерицы. Вышивальницу славили, называли узорницей. А вышитое искусно — узорочьем.
На белом поле вышиты были знаки-обереги. Вертикально — по земному полю — символы плодородия, ромбы. Низ ромбов был открыт, стороны как бы раздвинуты всему белому свету, утверждая, что дитя выходит из бабьего чрева легко, ничто не будет препятствовать его появлению. Сила добра, красота от льняных нитей переходила к родинам и сопутствовала продолжению человеческого рода. Солнечный оболонок сиял над роженицей. Руки ее держали цветущие травы. Птицы счастья хранили живительную влагу над роженицей. Рыскучие звери стояли на пути злых чар.
Утирая родительницу и ребенка таким полотенцем, бабка, по народному поверью, очищала от худоб, от сухот сухотучих, утворяла спокойствие. Заговорное: Зоря-зоряница, красная девица, возьми криксы-ночницы и батьковы, и маткины, и жалостные, и корыстные, и утаенные, и световые, и неугомончивые, и худосочные! Тебе-то, зоренька, их утоптати, а младенцу (имя рек…) на здоровьице и поспати!
5 января. День Федула. Рождественский пост
Пришел Федул, ветер подул — к урожаю.
В этот день можно было изгнать из людей и скота духов, а добрых привлечь.
Для этого пекли печенье в форме овечек, коровок, птиц, а чтобы нечистая сила на них следа не оставила, сразу же их заворачивали в полотенце.
А еще погода пятого дня первого месяца года предсказывает погоду ноября.
Оберег скотины, домашних животных и птицы.
Сердцевина зимы — январь. И скотину недолго испортить в этакую морозную пору, не то что человека. Недаром пословица молвится: «Скотинку водить — не разинув рот ходить».
Лишний раз постелить корове, навести пойло коню. Ведь всякая скотинка от хозяйского глаза и добреет, и здоровеет.
Немало дошло до нас от дедов примет о погоде, которые «предсказывали» животные, птицы.
Вот кошка: она и обряжуха, и облизуха, и хозяйкина потатчица. Уж коли она в печурку залезла — то стужа на дворе, а забралась кошка на загнетку — то, видно, мороз землю прошибает.
Всполошится курила, из подпечья вылетела (в стужу куриц переводили в подпечье, в избу жить) — то мороз лютует.
А завертела курила хвостом, заелозила на насесте — скоро налетит метель.
А когда конь захрапел — то жди вьюговея.
Притворством, коварством брала неведомая сила. По народному поверью, углядит она лепешку постную, что в утро 5 января хозяйка испекла для скотины, и наследит на лепешке, языком нечистым оближет. Так что испеченную лепешку хозяйка заворачивала сразу в холщовую тряпицу, а то и в полотенце. Несла хозяйка лепешку еще теплую, в хлев
и разламывала — и овцам, и коровушке, и так — до крохи всю лепешку скотине скармливала. А птицам рассыпали зерно торканное.
На Федула ветер подул — к урожаю.
6 января. Рождественский Сочельник. Кутейник. Коляда. Рождественский пост
Трещи, трещи, пока не пришли водохрещи.
На Сочельник (6 января) и с Рождества (7 января) до Крещенья (19 января) охотиться на птицу и зверей — грех, с охотником несчастье случится.
Сочельником он называется благодаря особому постному блюду — кутье, сочиву, которое приготовляется в этот день. Это пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами.
Ясный день 6 января — к хорошему урожаю
Звезды заблестели — к урожаю черники
Если звезды редки — ягод в тот год будет мало.
Если перед Рождественским сочельником случится иней, крестьяне советовали сеять хлеб только до Петрова дня, то есть до 12 июля.
В день Навечерия начинаются колядки, ряженые ходят по домам, желая всем счастья и здоровья.
Ночь под Рождество еще и время гаданий, а также целого ряда магических действ, в том числе и приглашения мороза на ужин.
Таким образом в старину старались умилостивить силы природы и, в частности, мороз, чтобы весной он не побил ярового хлеба, капусты, огурцов.
Коли в кутью тропинки черны — будет урожай на гречиху.
За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 марта) погода будет благоприятна для весенних посевов.
Если Млечный путь на небе полон звезд и светел — к вёдру.
Млечный путь тусклый — к ненастью.
Дня прибыло на куриную ступню.
Уродилась кутья накануне Рождества!
Кутья — это обрядовая еда. Кутья почиталась как хранительница здоровья. Приносила большуха ввечеру 6 января зерна, в ступу ссыпала. А мужик тем временем по воду шел. С зерен шелуху ободрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после кашу варили. Меду добавляли, соку конопляного, коровьего масла.
Томилась каша в протопленной русской печи. И пахла она дурманно, сладко. В ней таились и солнце, и чистота природной водицы. Эта обрядовая еда должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась — и день уродился. И год в гору попятился. А худая кутья — сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок — сулила худой год. Без кутьи в избе зябко, неладно.
В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе — кутья. Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя — кутья сочельницкая. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным.
После серьезной части за домашним столом — начиналось святочное веселье. Пришли колядки — блины да ладки (оладьи), то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Приметы на святочное время:
На Святой вечер из дома хозяину уходить не годится, а то, мол, скотина по весне будет по лесам да болотам плутать.
Много звезд ввечеру 6 января — деревенские люди судили: «Много ягод будет летом, хорош будет приплод у скотинки».
Девица на кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать. Пелось с наступлением святок: «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная, в какой руке былица?»
Зимние Святки — забота хозяйки углядеть за скотиной, оградить от силы нечистой коровушку и свинью, овец и кур.
Гнутой работы о Святках не делали, было поверье — приплода не будет.
На святой вечер ткать — несчастью угождать.
Глядели: Темные святки — молочные коровы, светлые святки — ноские куры.
Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный домовой не таскал. Но и животные, и птицы могли как бы предвещать горькое, и наоборот, от человека недоброе гнать. Они порой будто знали путь, что вернее.
В избе держали трехцветную кошку. Верили, что с ней хоть с плошку, да будет благополучия. А когда семишерстную кошку в избу приносили, то примечали: с ней счастье из избы не отлучается. Жива до сих пор в деревне такая примета — в нежилой дом сперва пускали ночевать кошку и петуха и лишь после считали — будет в нем жизнь легка. Во всех сказках с пением первого петуха пропадает нечистая сила, отступает морока, и деревня просыпается.
В одной из песен-заклинаний славят Кура и Курку и питье сытицы, (медового взвара), что значит — сладкую жизнь:
Кур идет в сени, и Курка с ним, слава!
Кур клюет пшеницу, и Курка с ним, слава!
Кур пьет сытицу, и Курка с ним, слава!
7 января. Рождество Христово
Сугробы высоко набило — к хорошему году.
Если оттепель — весна будет ранняя и теплая.
Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество метель — пчелы будут хорошо роиться.
На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох.
Хороший санный путь — урожай на гречку.
Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя, — к урожаю.
Снег вьется до крыши — рожь будет выше.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня (12 июля).
На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина — весь год будут хворать бабы в той хате.
Во время обеда на Рождество нельзя пить — будешь часто пить на сенокосе.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти — овцы заблудятся.
Гнутой работы не делают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
Ради большого приплода ягнят сажают на шубу первого гостя, пришедшего славить в день Рождества Христова.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
О делах тоже не забывали: в период от Рождества до масленицы в России заключалось наибольшее количество зимних договоров и сделок.
На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.
Перед утреней проводится обряд «обсевания» изб, который называется авсень (таусень, титусень — «рассвет», «утро»). Пастух, обходя дома, поздравляет каждую семью с Рождеством и бросает в избу горсть овса с приговором:
«На живущих, на плодящих и на здоровье», «Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!»
Скуп январь на солнце. Но как взойдет красное, не обессудь, морозец! Что выше лесу? Что краше свету? — Солнце! Играет оно в этот день, народ радует.
Приметами о грядущем богат январь. В стародавние времена цепко всякую по наследству сказанную примету в голове держали. Да не случаю сказывали, а ко дню прикладывали. Примета к примете — и будто с доброй помочью хозяйство справляется. Ладнее в житье-бытье бывает с приметой-то! Примета к примете — и на белом свете яснее день со днем связывать, хозяйство на прибыль складывать, вести дом. Вот что старики наши знали:
На Рождество звездистая ночь — ягод с болота по осени будет не уволочь.
На 7 января — метель, считай, что рой пчелиный летает прибылой рой, рождественский.
На Рождество день теплый — жди, что хлеб поднимется темный.
Нивушка темна, хлебушком не пуста. Всякий колос подаст жнице голос, силушку станет тянуть. А бабоньки-то, те помнили, что наклонишься к земле, тронешь ее рукой усталой, и с тебя будто семь нош спадет. Земля — она принимает тяготы наши. Не охобачивает (не бьет), а как матушка жалеет.
На Рождество звезд ворох — уродится богатым горох.
Ворох — это мера древняя, груда добрая.
Так что примечали на грядущий урожай. Ведь этот звездный ворох небесный обернется земным, жданным, питающим род людской. И скажут в деревне, когда настанет срок молотьбы: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок». И почерпнуть старались молотильщики кашу тоже с ворохом. С верхом. Чтобы спорынья велась в дому. Чтобы не пустовал горшок, не остывал бы печной под, не скудели бы закрома хозяйские.
Поутру 7 января можно было спросить, встретив того, по кому душа покой потеряла: «Ты меня любишь?» И полагалось ответить по совести. Нельзя было солгать. Старые люди говорили: «В этот день земля слышит». И за неверное слово разверзается она, забирает покривившего словом.
На 7 января можно было и тяготу «разомкнуть». Можно было камень, что пригнетал капусту или огурцы в кадке, принести да в поленья горящие в печь затолкнуть кочергой. Камень раскалится. Девица выкатит камень на совок да и бежит к проруби, к студеной водице. Со словами: «Мое сердце в тебе, а твое в камени!» — она бросит рассыпающий искры камень. Как только он расколется, то любовь, что сердце гнетет, по народному поверью, уйдет.
На 7 января ждали солнца, играло оно в этот день. Солнце играет — силу темную гонит в рассохи, в щели глубоки. Сила темная становится махонькой. То наперсточком вдруг по половицам катится в дальний угол, то клубком из нитей черных — в подпечье. А хозяйка веник из крапивушки принесет из сеней холодных да кипятком ошпарит. Мести по углам полагалось в святые вечера.
8 января
Собор пресвятой Богородицы. Бабьи каши — праздник повитух и рожениц. Рождественские святки
В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит.
Вечером ходили к повивальной бабке и приносили ей водку, пироги и прочую снедь, угощали ее и угощались сами.
В этот день столярничают, играют на музыкальных инструментах.
В этот же день принято обращаться с молитвой к пророку Давиду, чтобы защитил в дороге от лютых зверей, разбойников и прочих напастей.
Если этот день ясный, будет хороший урожай проса, а если пасмурный, недород его.
Каша в печи румянится — к снегу.
Синички с утра пищат — ожидай мороза ночью.
Галки и вороны кричат беспрерывно — к снегопаду или метели.
Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи
старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.
«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!»
И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!»
И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.