В минувшие праздники один из лучших любительских театров области показал зрителям новый спектакль «Земляки»
Поистине жизнь интересна своей непредсказуемостью. Так не хотелось ехать на противоположный край города, в ДК «Родина», сидеть в маленьком тесном зальчике и без антракта смотреть полуторачасовой спектакль, не имея надежды на удовольствие.
Каково же было мое изумление, когда я почувствовала, что зрелище захватило меня, а в финале накатило такое волнение, что слезы брызнули из глаз. Признаюсь, со мной не случалось такого в здешних залах со времен «Ромео и Джульетты» в ТЮЗе.
Инсценировку на основе четырех рассказов Василия Шукшина («На кладбище», «Сапожки», «Микроскоп», «Великолепный водитель», «Степка») написала Ольга Соломонова, поставила спектакль бессменный руководитель театра на протяжении вот уже четырех десятков лет Галина Яссиевич. Ей удалось крепко выстроить рассказ о деревенских жителях, передать пленительную атмосферу прозы Шукшина, сохранить его дух, точно подобрать музыкальное оформление.
И это при том, что состав исполнителей на каждом показе меняется, самодеятельные актеры играют каждый по три роли, но существуют на сцене правдиво и органично. Запоминаются герои Алексея Шубникова, Вячеслава Метлева, Ольги Черезовой, Екатерины Тюпиной и другие.
«Это ностальгический для меня спектакль, — признается Галина Яссиевич. – Ностальгический по тем духовным ценностям, которые, как мне кажется, сегодня уходят из нашей жизни. Именно поэтому я выбрала прозу Шукшина, где русский человек показан во всем его многообразии и сложности».
«Гротеск» — театр удивительный, где актеры и зрители прочно связаны: на сцене дети – в зрительном зале их родители; на сцене родители – в зрительном зале их подросшие дети, родные и близкие, друзья, коллеги, соседи. Вот почему зал всегда полон, люди приходят с цветами и подарками, не скупятся на аплодисменты и добрые слова. У «Гротеска» свой постоянный зритель, свои поклонники, свои фанаты, которые не пропускают ни одного нового спектакля. Так уж здесь повелось.
Спектакли разные, но как правило это отечественная и зарубежная классика. Начинали с простого, постепенно идя к сложному. Так с годами в репертуаре появились «Самоубийца» Эрдмана, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Поминальная молитва» Горина, «Трамвай «Желание» Уильямса, «Женитьба» Островского и др.
У театра есть свои легенды. Одна из них – Тимофей Трибунцев, ныне известный актер театра и кино («Остров», «Звезда», «Штрафбат», «Глянец», «Дальнобойщики», «Ликвидация» и др.), который когда-то начинал в «Гротеске» и приобщил к любимому делу свою маму, Татьяну Геннадьевну Семакову, и двоюродного брата Алексея Пантелеева. Для Галины Анатольевны преуспевающий актер – просто Тима, и она счастлива, что в своих интервью он всегда вспоминает о том, что путевку в жизнь ему дал непрофессиональный театр — вятский «Гротеск».
Успех – личный, индивидуальный — как у Тимофея Трибунцева, или коллективный – как поездка в 2008 году Москву, в «Театр наций» для получения заслуженных наград из рук самого Никиты Михалкова – окрыляет и дает силы работать дальше. Раз так – значит все не зря: бессонные ночи, репетиции за полночь, сомнения, поиски, споры…
Конечно, хотелось бы, чтобы театр хотя бы изредка давал спектакли в более просторных залах, где-нибудь в центре города, куда бы, кроме постоянных зрителей, могли прийти, например, актеры из других театров, студенческая молодежь, заядлые театроманы.
В любом случае – дальнейших успехов и процветания!