Сельское хозяйство на Вятке умирает?

Снижение плодородия почв идет угрожающими темпами

Еще в 90-е годы XX века площадь пахотных угодий в Кировской области составляла порядка 2,5 млн га, сегодня – всего 1,1 млн га, но на поддержание плодородия почв даже на этой территории средств катастрофически не хватает. А это означает, что вполне в обозримой перспективе область может остаться без урожая овощей и зерновых, собственного молока и мяса.

 

С такими тревожными данными выступили 18 марта на заседании комиссии по вопросам окружающей среды и природопользования Общественной палаты Кировской области кировские специалисты в сфере сельского хозяйства.

 

Все дело в том, что в последние годы вопросы поддержания почвенного плодородия оставались в стороне – не вносились совсем или вносились в недостаточном количестве удобрения, прогрессировало закисление почв. «Почвы в Кировской области и так преимущественно кислые, а значит, в большинстве своем не пригодны для ведения сельского хозяйства без соответствующей обработки (к примеру, известкования. – Прим. авт.), – отметил Владимир Молодкин, директор ФГБУ государственный центр агрохимической службы «Кировский». – С середины 90-х годов XX века работа по улучшению качества земель практически остановилась.

К примеру, если тогда на 1 га земель вносилось порядка 200 кг удобрений, то сегодня – в лучшем случае 30 кг».

 

В итоге, по сути, сегодняшние высокие урожаи, надои и продуктивность животноводства (а в этом плане нам пока действительно есть чем гордиться) являются результатом работы 20-30-летней давности. А что же в будущем?

По оценкам специалистов, 1 см плодородного слоя образуется на черноземе за 300 лет, за 30 лет на 1 % повышается естественное плодородие. Если оставить все как есть, то совсем недолго осталось ждать момента, когда вятские почвы истощатся настолько, что никаких урожаев с них будет не получить вовсе. «Естественно, одним днем эту проблему не решить, – отмечает Алексей Чикилев, начальник отдела развития растениеводства и агрохимобслуживания департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

– Но сегодня важно, чтобы вопрос повышения почвенного плодородия приобрел статус федеральной программы.

Если раньше тот же земельный налог направлялся в том числе и на восстановление почв, то сегодня он остается в местных бюджетах и расходуется на текущие нужды. Это, конечно, тоже необходимо, но и привело к тому, что улучшением плодородия почв практически перестали заниматься».

По словам Алексея Александровича, в первую очередь наши почвы нуждаются во внесении азотных удобрений, но нужны и сложные. Что касается снижения кислотности, то Чикилев уверен, что здесь куда важнее не известкование, а внесение фосфорных удобрений.

«Причем возможности в Кировской области есть, ведь в Верхнекамском районе находится крупнейшее в мире месторождение фосфоритов», – рассказал Алексей Александрович.

 

Другое дело, что разработка ведется крайне низкими темпами и производство удобрений в разы отстает от потребностей. Не исключается и вопрос цены. К примеру, если раньше у сельхозпредприятий была возможность бесплатно использовать мел, который оставался в качестве отхода при производстве удобрений КЧХК, то сегодня мел также направляется в производство.

 

В такой ситуации речь должна бы идти об увеличении финансирования сельского хозяйства, но статистика свидетельствует об обратном. Если, к примеру, в прошлом году на сельхозподдержку было направлено 1,5 млрд рублей из областного бюджета и 2 – из федерального, то в этом – 900 млн и 1 млрд соответственно. «Безусловно, хотелось бы больше, но мы были вынуждены принять эту ситуацию, поскольку в ином случае при дефицитности нашего бюджета на тот же ремонт школ не было бы заложено ни рубля», – прокомментировал ситуацию Николай Киселев, председатель комитета по аграрным вопросам, переработке сельхозпродукции и развитию сельских территорий Законодательного собрания Кировской области.

 

Так что же делать? Члены комиссии Общественной палаты приняли решение представить резолюцию заседания на рассмотрения Правительства Российской Федерации. Кроме того, было предложено рассмотреть возможность, чтобы обязать собственников сельхозугодий также заниматься биологизацией почв.

 

 

А в это время

Еще одним важным вопросом обсуждения на заседании комиссии по вопросам окружающей среды и природопользования Общественной палаты Кировской области стало обращение гражданина В.А. Санникова по поводу благоустройства старой плотины в д. Малый Рын Лебяжского района. Но, как выяснили члены комиссии, несмотря на желательность такого восстановления (хотя бы для того, чтобы сохранить пруд, по крайней мере, в качестве пожарного водоема), острой необходимости для этого нет, поскольку сообщение между тремя деревнями, о которых идет речь в обращении, осуществляется через недавно выстроенную дорогу через профессионально построенную дамбу. К тому же, как отметил заместитель главы администрации Лебяжского района, начальник жизнеобеспечения и строительства Владимир Сюксин, не так давно прошло собрание, на котором рассматривался вопрос об участии селян в программе поддержки местных инициатив. В качестве предложений были высказаны восстановление дамбы или строительство дополнительного участка проезжей дороги. Жители поселений однозначно высказались за строительство дороги. Каждый из жителей внес свой вклад в размере 2,5 тысячи рублей. «Сейчас мы просто не вправе требовать с людей дополнительные средства на софинансирование еще одного проекта», – отметила глава Михеевского сельского поселения Лебяжского района Татьяна Обухова.

Тем не менее Татьяна Александровна заверила, что летом вопрос вновь будет поднят, и если жители большинством голосов выступят за восстановление старой дамбы, то, безусловно, работа в этом направлении будет проделана.

 

фото из открытых источников

 

 

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья