В этом году Законодательное Собрание Кировской области отмечает свое 20-летие. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. А уже 30 декабря, через две с половиной недели, вышло постановление администрации области, которым было утверждено положение о выборах в Кировскую областную Думу первого созыва. В преддверии круглой даты «НВ» решил вспомнить историю становления вятского парламентаризма.
20 марта 1994 года состоялись первые выборы в Кировскую областную Думу первого созыва. В выборах приняли участие 178 кандидатов – по 24 человека на каждый округ. Это, конечно, значительно меньше, чем будет потом, на выборах в другие, последующие созывы; впоследствии вырастет и явка избирателей, а пока… При явке 33,44 % в первую областную Думу были избраны 47 депутатов.
Интересен был и профессиональный состав первого созыва Кировской областной Думы. Вероятно, потому что сам институт региональной законодательной власти был новым, первыми «на амбразуру» кинулись главы муниципальных образований (законодательство в ту пору позволяло им быть депутатами).
От представительства в законодательном органе власти руководители районов рассчитывали если уж не получить определенные преференции для своей территории, то во всяком случае – отстоять интересы земляков во власти.
Как бы то ни было в органах местного самоуправления трудились 11 депутатов.
Еще больше депутатов – 16 человек – были заняты в агропромышленном комплексе.
На освобожденной основе могли работать 10 депутатов первого созыва, однако народные избранники решили, что в период бюджетного дефицита и финансовой нестабильности это непозволительная роскошь и ввели только две освобожденные должности – председателя и его заместителя. Первым Председателем стал Михаил Михеев, его заместителем депутаты избрали Валерия Кайсина.
Перенимая опыт
Первое заседание первого созыва Кировской областной Думы состоялось 14 апреля 1994 года. Законотворчество было совершенно новым делом для депутатов – до этого времени правом издавать законы пользовались помимо РФ только республики, которые, как известно, были в привилегированном положении, по сравнению с регионами.
Материально-технической базы у вновь созданного органа власти фактически не было, аппарат состоял из нескольких человек, писали, как вспоминают старожилы, буквально «на коленке». Звонили коллегам из соседних регионов и спрашивали: «А чем вы занимаетесь?» Что называется, «сверяли часы». Ездили друг к другу перенимать опыт, доехали даже до Чеченской
Республики. Собственный опыт был только в сфере контрольной работы.
В основном депутаты первого созыва распределяли на своих заседаниях более чем скромный бюджет Кировской области и думали, где изыскивать средства для наполнения областной казны.
Экономика работала в то время в режиме форс-мажора, захлебываясь в инфляции, поборах, налогах, правовых катаклизмах, забастовках рабочих и служащих. Трудно было всем. Областная Дума первого созыва проработала три года. И подготовила закон, в соответствии с которым состоялись первые в истории вятского края прямые, всенародные и на альтернативной основе выборы губернатора Кировской области.
Состав Думы – срез общества
23 марта 1997 года прошли выборы в областную Думу второго созыва. Интерес к законодательному органу власти к тому времени возрос, Кировская областная Дума была у
людей на слуху, и на этот раз явка составила 48,27 %. Эта цифра до сих пор остается ре‑
кордом в истории региональных парламентских выборов. Опять же ни до, ни после не случалось такого, чтобы с первого захода были избраны все 54 депутата.
Качественный состав депутатов – это, по сути, историческое свидетельство той эпохи. Во втором созыве как ни в одном другом он представлял собой социальный срез общества. В здравоохранении трудились 6 человек, образование и науку представляли 11 депутатов.
Промышленность, связь, ЖКХ – 10 депутатов (в предыдущем созыве было 4), пятеро – финансисты. И только один (против 11 в первом созыве!) – в местном самоуправлении. Главы, по-видимому, сочли обременительным совмещать колоссальную нагрузку основной работы с общественной деятельностью.
По одному человеку были заняты в дорожном и лесном хозяйстве. Зато аграрии по‑прежнему шли плотным фронтом – их 18 человек, профессиональных управленцев и политологов было двое.
Из первого созыва перешли работать во второй (точнее, повторно были избраны народом) 12 человек. Так что преемственность сохранилась. А благодаря этому потребовалось значительно меньше времени на «раскачку» – старожилы уже знали, что делать и как.
Ставка на бизнес
Второй созыв оказался, пожалуй, наиболее сплоченным за всю историю законодательного органа власти. Возможно, сказалось то, что депутаты еще не были разбиты на фракции, соответственно,
не находились в состоянии оппозиции друг другу. Работа шла исключительно на результат. Именно в это время закладывались основы будущего экономического развития области, разрабатывались законы на перспективу.
Некоторый экономический рост, наблюдавшийся в 1997-м – первой половине 1998 года, был прерван финансовым кризисом. Именно второму созыву пришлось реагировать на новый серьезный вызов, разрабатывать экстренные антикризисные меры, что в полной мере отразилось в бюджете 1999 года, который был преимущественно социальным, и в законах, принятых в конце 1998-го – в 1999 году.
Впервые в Кировской области был принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», который обобщил федеральные нормы с региональной практикой и сделал правила игры на бюджетном поле прозрачными и понятными. Ставка была сделана на предпринимательство и малый бизнес как более приспособляемый и мобильный, способный оперативно и адекватно реагировать на общественные запросы. В их поддержку было создано немало законов. А из предложенных федеральными законодателями налоговых схем по упрощенной системе отчетности депутаты выбрали наиболее оптимальную, создав в Кировской области для предпринимателей режим наибольшего благоприятствования.
В центре внимания – социальная сфера
Ко второму году работы депутаты вышли на новый уровень – законодательных инициатив в Государственную Думу Российской Федерации. С 1998 года был заключен ряд соглашений о сотрудничестве «по горизонтали», договоры с Кировской областной Думой подписали Государственное Собрание Республики Марий Эл, Северная Осетия- Алания, Коми и др.
Вообще, за четыре года, отведенных для работы второго созыва, было принято немало базовых законов, регулирующих правоотношения в самых разнообразных сферах. Но на особом контроле всегда была социальная. Кировская область стала едва ли не первым регионом, поддержавшим участников боевых действий, воевавших на территориях, не вошедших в федеральный Перечень при принятии Федерального закона «О ветеранах». Депутаты-аграрии добились того, чтобы из областного бюджета финансировались доплаты к пенсиям руководителям сельхозпредприятий.
Многие законы, принятые депутатами второго созыва, действуют и по сей день.
Особенности выборного процесса
Выборы в областную Думу первого созыва проводились по мажоритарной (один округ – один мандат) избирательной системе. Границы избирательного округа совпадали с административными границами районов и городов областного подчинения, а в областном центре – с границами городских районов. Всего избирательных округов насчитывалось 48 – столько же предусматривалось депутатских мандатов.
Разумеется, с таким делением не было даже речи о том, чтобы соблюсти хотя бы видимость равнозначности избирательных округов. В одном только Первомайском районе электората было в десятки раз больше, чем, скажем, в Богородском районе.
Получилось, что депутаты первого созыва были как бы законными (избранными в соответствии с установленными нормами) и в то же время вроде бы и нелегитимными.
Депутаты, бывало, спорили между собой, кто из них «всенароднее», то есть за кем стоит больше электората.
Ко второму созыву система выборов не изменилась – она осталась мажоритарной.
Изменился подход к делению региона на избирательные округа. Пришло понимание, что число избирателей в них по справедливости должно быть хотя бы примерно равным. Так, вместо 48 округов появилось 27, поскольку число округов существенно сократилось, было решено сделать их двухмандатными, то есть выбирать от каждого по 2 депутата. Выборный закон впервые предусмотрел выдвижение кандидатов от общественно-политических партий, избирательных блоков и групп избирателей.
Впервые в законе появился термин «самовыдвижение», то есть человек мог выдвинуть себя кандидатом сам.
Продолжение следует…