Ольга Салтыкова: Но все-таки стреляет до сих пор… война. И попадает временами

Ольга Салтыкова Спектакль Гудбай, Берлин! в Кирове в театре на Спасской. Отзыв

В канун празднования Дня Победы принято говорить о войне. И в моем «принято» совершенно нет негатива. Пожалуй, было бы даже странно, если бы о войне, даже самой победной и легендарной, мы говорили все время. Так, вот в канун празднования Дня Победы о войне в спектакле «Я вернусь» вновь заговорил и Театр на Спасской. В качестве языка разговора были выбраны танец, музыка и стихи. Если к двум последним в интерпретации войны мы привыкли, то к танцевальной подаче войны – нет или совсем нет. Наверное, поэтому у некоторых зрителей такая подача вызвала своего рода когнитивный диссонанс и мысли подобные: почему так? о войне так нельзя! Согласна, «пластический спектакль» (именно так мне охарактеризовали формат постановки «Я вернусь» еще до ее просмотра) – это нетрадиционный подход к сакральной теме великой войны и еще более великой Победы. Но он, определенно, ничуть не менее проникновенен и пронзителен, нежели классическая театральная постановка. В таком формате огромную человеческую трагедию, которой по определению является война, и неимоверную боль утраты можно не просто увидеть или услышать, ее можно прочувствовать на физическом уровне. Иногда даже приходится закрыть глаза, чтобы хоть как-то уменьшить ощущения. Но тогда начинают громче раздаваться звуки…

 

К слову, музыкальный ряд спектакля «Я вернусь» стоит отметить отдельно. Знакомые и не очень мелодии и песни о войне, в новом формате и частично исполненные актерами Театра тоже воспринимаются по-новому. Конечно, на мой взгляд, неподражаемого Марка Бернеса и его «Темную ночь» невозможно повторить или сделать еще более выразительной, но насколько гармонично, сильно и внушительно собрано и сделано все остальное. Органичное сплетение записей и живых голосов, вплетающийся в повествование ритм, который в какой-то момент заставляет биться в такт твое сердце…

 

«Я вернусь» — это другой формат спектакля, другой как и мир, в котором мы живем сегодня, по сравнению с тем, что было в те уже безмерно далекие 1941-1945. И главная ценность спектакля не в воссоздании атмосферы того времени, а в чувствах, ощущениях, эмоциях и невероятной силе порождаемого желания – чтобы это никогда не повторялось!

 

P.S. Еще одним открытием для меня стала Наталья Красильникова, выступившая в тандеме с Ириной Брежневой, режиссером этого спектакля. Удивление было связано не с «режиссером», а с «такого спектакля». Но это тема из раздела «без комментариев», просто еще одна неожиданная грань таланта.

Предыдущая статьяСледующая статья