Заканчивается театральный сезон 2013-2014 года. Он был исключительно трудным для всех театров города. В кукольном и драматическом в очередной раз сменились директора. Драмтеатр и Театр на Спасской большую часть сезона отработали без художественных руководителей – главных режиссеров. Но, несмотря на кадровые трудности, во всех трех театрах зрительные залы практически всегда были полными.
Общими силами
Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии Евгений Степанцев слег с тяжелой болезнью в декабре прошлого года: прямо с поезда из Москвы его отвезли в реанимацию. Но осенью под его руководством театр успешно провел гастроли и затем прекрасно выступил на театральном форуме «Золотой Витязь». Кроме того, Евгений Кузьмич успел сделать репертуарный задел на 2014 год, запланировав ряд новых спектаклей и заключив договоры с иногородними режиcсерами.
Нижегородец Владимир Червяков, ставящий в нашем драмтеатре спектакли не первый год, выпустил мелодраму «Пока летит стрела Амура» по пьесе Н. Прибутковской и к 450-летию со дня рождения В. Шекспира – спектакль «Убийство Гонзаго» по пьесе И. Йорданова. Постановку комедии Р. Куни «Клинический случай» осуществил в конце апреля москвич Алексей Зимин.
Но не простаивали и наши режиссеры. Так, Владимир Жданов порадовал необычным для драмтеатра спектаклем для юношества «Я солдат, мама!» (пьеса завлита театра Ю. Ионушайте). Елена Одинцова создала веселый и яркий спектакль для детей «Пеппи ДлинныйЧулок» по повести Астрид Линдгрен. 25 мая, к началу школьных летних каникул, состоится еще одна премьера «Здравствуй, дедушка Крылов!» – как значится, познавательный карнавал в постановке Анастаса Кичика из Москвы.
В театре всегда было место эксперименту. Нынче на малой сцене попробовали свои силы молодые актеры, Александра Фролова и Вячеслав Щелканов, сделав спектакль-концерт «На вечернем сеансе», посвященный памяти Андрея Миронова. Они продолжили то инициативное направление, которое много лет поддерживали супружеские пары Смирнов-Цивилева, Мельник-Кириков.
Кроме того, театр как обычно принимал на своей сцене гостей – различные театральные коллективы. Так, 14-15 июня пройдут гастроли театра «Школа современной пьесы», который покажет спектакли «Последний ацтек» и «Лондонский треугольник».
Привлекая молодых
Бывший главный режиссер Борис Павлович, проработав в Театре на Спасской семь лет, объявил о своем уходе и возвращении в Питер еще в конце предыдущего сезона. Его пытались удержать, но, как говорится, процесс пошел и остановить его было уже невозможно. Павлович успел выпустить в самом начале этого сезона две премьеры: «Над кукушкиным гнездом» по роману К. Кизи на большой сцене и «Кукольный дом» по пьесе Г. Ибсена на малой сцене – оба для взрослой аудитории.
Для детей в этом сезоне вышли «Щелкунчик» (сказка Гофмана в современной интерпретации Н. Ворожбит) в постановке москвича Юрия Алесина и сказка для самых маленьких «Трям! Здравствуйте!» в постановке Юрия Попова. Все они поставлены молодыми режиссерами.
Событием для любителей театра стали февральские эскизные спектакли «Лаборатории молодой режиссуры» под руководством Олега Лоевского. Были показаны эскизы спектаклей «В тени виноградника» с участием старшего поколения тюзовцев (реж. Антон Безъязыков), «Ночь и туман» (реж. Егор Чернышов) и «Отрочество» (реж. Юлия Батурина).
Последний привлек столько зрителей, что малая сцена не смогла вместить всех желающих и постановка транслировалась на экраны телевизоров в фойе театра. Вслед за этим Юлии Батуриной было предложено сделать из наброска полномасштабный спектакль под этим же названием, с чем она блестяще справилась, показав, что может перевести классику на современный театральный язык и умеет найти подход к нынешней подростковой аудитории. Премьера состоялась в конце апреля.
26-28 мая в театре пройдут гастроли Ногинского драматического театра, который покажет спектакли «Кентервильское привидение», «За двумя зайцами», «Поминальная молитва», «Три дня в Париже».
Возобновляя старое
Если, скажем, Борис Павлович списал немало прежних, в том числе и своих собственных спектаклей (мне, например, очень жаль «Историю одного города»), то в кукольном театре им. А. Н. Афанасьева мудро восстанавливаются старые спектакли, к примеру, «Сказка о глупом мышонке» и «Ох и Маша». В переработанном варианте вышла в этом году премьера 2013 года «Русская борзая» (реж. Н. Пахомова) – cпектакль для взрослых.
Коллектив театра кукол выпустил премьеру «По щучьему веленью», а 22 мая состоится еще одна – «Загадки Турандот, или Однажды ночью в Венеции» в постановке главного режиссера театра Юрия Евдокимова.
Перспективы
Конечно, самая главная проблема – найти полноценных художественных руководителей для тех двух театров, которые остались, что называется, без руля и ветрил. Насколько известно, городские власти сделали предложения возглавить эти театры некоторым режиссерам из других городов, к примеру, прекрасно зарекомендовавшим себя москвичу Валерию Киселеву, работавшему над спектаклем «Красное и черное» в драмтеатре, или Юлии Батуриной – главному режиссеру Серовского театра драмы им. А. П. Чехова, в послужном списке которой исключительно спектакли по произведениям отечественной и зарубежной классики. Но ведь как говорят, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Любой из претендентов на должность главного режиссера не согласится на худшие условия и будет прав. Памятуя о том, что прекрасный молодой режиссер Борис Павлович уехал из Вятки, назвав в числе причин отъезда низкую заработную плату, очевидно, необходимо изыскать резервы для нормальной оплаты труда тех, кто уже показал себя в деле, а также для обеспечения их нормальным жильем.
2014-й – Год культуры, а это накладывает на тех, кто руководит культурой Вятки, особые обязательства как по части подбора кадров, так и по части, скажем, ремонта театральных зданий. Хочется, чтобы эти обязательства были выполнены.
Татьяна Бушмелева