Есть в отечестве нашем такая проблема, о которой, казалось бы, среди приличных людей и говорить не принято. Уж очень неприятная, с душком даже. И, главное, как на нее не смотри, краше она не становится. Помойка – она помойка и есть.
С одной стороны, каждому здравомыслящему человеку очевидно, что на дворе XXI век. Новые технологии. Торжество цивилизации. Защита об окружающей среде. Раздельный сбор мусора. И так далее, и тому подобное. И совсем непонятно, как в эту картину мира вписываются такие вот пейзажи.
С другой стороны, ежели смотреть на проблему со стороны даже «просвещенного Запада», к примеру, то у нас в этом смысле все покажется и вполне себе даже благополучно. Потому как если в стране родной у нас мусором и завалены отдельные пространства, то уж никак не в столицах и даже ни в областных центрах. Свалки с отходами и стихийные помойки – незавидная участь городских окраин, тупиковых улочек, отшибов в сельских поселениях. Спрячутся стыдливо за какой-нибудь сараюшкой или примостятся возле сгоревшего барака и уже, кажется, что и в глаза не так бросаются. Не то что, скажем, в Риме, который уже много лет назад ославился на весь мир неспособностью решить свою мусорную проблему. Из него (куражу, а, может, смеха ради) в столице Италии даже отели строят. Бренды местные развивают. Нам до отелей пока далеко. А вот деньги на мусоре зарабатывать мы вполне можем. Но обо всем – по порядку.
Куча проблем из кучи мусора
Мусорные беды жителей областного центра сводятся преимущественно к нерегулярному вывозу отходов из контейнеров. Особенно вопрос этот обостряется в выходные дни, когда количество мусора существенно возрастает. В качестве примера можно привести множество домов. Вот хотя бы двор дома на ул. Московской, 107. Такая картина наблюдается здесь каждую субботу и воскресенье: по выходным мусор отсюда просто не вывозят…
Впрочем, вопрос этот довольно легко решается с управляющей компанией, которая обязана. А раз обязана – можно принудить. Чтобы все происходило вовремя, сообразно здравому смыслу. Ну, по весне жалуются горожане на «мусорный ветер», стирающий напрочь все усилия добросовестных кировчан, вышедших на субботники. Но это – природа. С ней не очень-то поспоришь. Ни «надавить», ни «настучать», ни договориться не выйдет. Терпеть и подметать. Терпеть и подметать.
А вот в сельских поселениях мусорные беды народа куда горше. И чем меньше деревенька, тем дела печальнее. Трактору сюда ехать далеко, дорого и, вроде бы, особо не зачем: ну, подумаешь, много ли мусора наберется с десяти-то домишек? Про контейнеры тут слыхом не слыхивали. Разве что в словарях иностранных слов. Соберутся по весне мужички, выкопают яму, и давай вся деревня туда и лето, и зиму, и следующую весну мусор носить (тот, что в печке не горит). А по весне яму обольют горючей жидкостью, подожгут да огонь по сторонам с лопатами и ветошью сторожить станут, чтоб не убег. Как прогорит, рядом новую выроют. И вся недолга. Ну, конечно, при таком своеобразном национальном методе утилизации бытовых отходов, тут настоящее пиршество для зверья всякого – раздолье для крыс, собак бродячих, сорок… Но, опять же, на то она и деревня, чтобы живности привольно жилось. За примерами далеко ездить не надо. Вот Кстининское сельское поселение Кирово-Чепецкого района. Станция Полой. Мусор здесь кидают в мусорную яму. И гниет он под солнцем летним. И гниет под дождями осенними. Иной раз свалку перенесут с места на место, но не чаще, чем раз в два-три года.
В других местах сознательные люди телегу вместо контейнера под мусор приспособят. Как например, случалось прежде в деревне Кобели того же сельского поселения. Телегу по мере наполнения иногда отвозят, куда следует (впрочем, это как повезет, в смысле – куда тракторист пожелает, может ведь до полигона ТБО и не доехать, а так в лесочке каком воз-то и опрокинуть, вопрос этот целиком на его совести). Но – от случая к случаю. Этим летом, к примеру, никакого организованного места под мусор здесь нет. Вот и возит рабочий люд и горожане, приезжающие сюда отдохнуть на выходные, свой мусор в пакетах до города или райцентра – на ближайшую помойку. А старики-пенсионеры, которые выбираются из дома редко, утилизируют мусор неведомым никому образом. Может, в огороде закапывают. Может, в печи сжигают. Та же история происходит не только в Кирово-Чепецком, но и в Оричевском, и многих других районах области. То есть примеры, подобные описанным, встречаются в наших краях повсеместно.
Проблема утилизации бытового мусора и твердых бытовых отходов назрела давно. Совершенно очевидно, что наскоком ее не решить. Но просвет наметился: учеными Московского государственного машиностроительного университета для региона разработана система управления отходами потребления и вторичными материальными ресурсами. Если все пойдет согласно плану, то к 2046 году мы можем не просто решить проблему мусора в наших краях, но и зарабатывать на этом деньги (не вложив при этом ни копейки бюджетных денег).
Три «кита» профессора Гонопольского
На заседании комитета по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу Областного законодательного собрания Алла Альбегова, глава департамента экологии и природопользования Кировской области, подробно рассказала депутатам о проекте – сроках, затратах, этапах, итогах. А на вопросы депутатов, принимавших участие в обсуждении проекта, ответил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГМУ Адам Гонопольский. Прежде чем разрешить все сомнения, возникшие у законодателей, профессор рассказал о «трех китах», на которых базируется проект.
Во-первых, это идея зонирования. Гораздо более эффективная, нежели существующая – объектовая – система размещения площадок ТБО, которая и морально устарела, и чрезвычайно затратна и, наконец, малоэффективна. Согласно этой идее, территорию Кировской области разделили на пять зон: центральная, юго-восточная, юго-западная и так далее.
Во-вторых, это идея о том, что сбор и утилизация ТБО могут быть не только не дотационной, но и прибыльной сферой. Сделать это можно только за счет создания товарного производства (планируется построить на коммунально-промышленной территории – ее планируют разместить в Кирово-Чепецком районе – предприятие по производству технического компоста, предприятие по производству товаров из вторсырья и т. д.). Согласно предварительным расчетам, за тридцать два года действия проекта в местный и федеральный бюджет поступления, в том числе налоговые, составят 76 миллиардов рублей.
В-третьих, в проект заложена и идея концентрации производства, снижения производительных расходов и выхода на максимальную доходность. Предполагается, что будет организовано и собственное генерирующее производство. То есть все предприятия и заводы, построенные в рамках проекта, будут работать на собственной электроэнергии, т. е. произведенной всё из того же мусора.
Где деньги, Зин?
Впрочем, главная идея, которая вперед прочих волновала депутатов, – где взять деньги на проект (его стоимость разработчик оценил в 7,57 млрд. рублей). В дотационном регионе с дефицитным бюджетом выстроить такую систему управления отходами… Звучит, как утопия. Однако же, деньги и инвесторы будут найдены. Уже ведутся переговоры с Внешэкономбанком, с Фондом развития и реконструкции ЖКХ… По предварительным расчетам, срок возврата инвестиций составит не более шести лет. А при вложении 1 рубля в проект, инвестор получит более 2 рублей прибыли.
Правда, проект охватывает только центральную и южную зоны (область поделили на пять зон). Север области пока останется вне обещанных благ цивилизации – уж очень мала там плотность населения). А, кроме того, система «заканчивается» на уровне не ниже сельского поселения. То есть в деревушках наших по-прежнему будут «бросать деньги на ветер», то бишь выбрасывать мусор и отходы, как придется и куда придется, на радость пронырливым крысам.
Юлия Ионушайте