Непростое ремесло мастера-доспешника

Все началось с того, что Тимофей Васенин с друзьями посмотрел фильм «Властелин колец». Это было, когда молодые люди еще учились в школе. История о Средиземье так понравилась ребятам, что они
начали сами сражаться на мечах.

– Мечи у нас были деревянные, прилетало довольно чувствительно, надо было как‑то защититься, – вспоминает Тимофей. – Тогда я и начал делать доспехи. На улице кто‑то варил железные киоски, куски этого металла отдали ребятам. Из него и были сделаны первые доспехи. Они были тонкие, но на первое
время хватало. Потом и оружие стало металлическим, и защиту пришлось делать прочнее. Сначала появилась кираса (основной элемент доспеха, прикрывающий туловище человека), потом шлем. Кузнечное дело Тимофей освоил самостоятельно. Что‑то прочитал в Интернете, но это минимальный уровень знаний.

 

Повезло еще тем, что мастер живет в частном доме, рядом всегда была своя мастерская, что‑то мог подсказать дед. Видимо, трудолюбие – это семейная черта, а работа с металлом – семейная традиция. Прадед Тимофея был кузнецом.

– А если бы не было вот этой мастерской, если бы вы жили в обычном доме, где много квартир? Получилось бы стать кузнецом?

– Мне кажется, если человек чем‑то интересуется, если ему что‑то нравится, он всегда найдет возможность заниматься любимым делом. Сейчас, спустя восемь лет, те одноклассники, которые когда‑то сражались на мечах, совсем далеки от былого увлечения. Тимофей тоже не участвует в боях, но к нему как одному из лучшихкузнецов обращаются реконструкторы (так называют людей, которые проводят игры, реконструирующие исторические события) со всей страны и из‑за границы. За несколько дней до нашей встречи кузнец отправил доспех заказчику в Германию.
Мастеров, которые делают латные доспехи, называют платтнерами. По-русски Тимофей подбирает синоним: мастер-доспешник. Он занимается именно и только латными доспехами. Кольчуги делает другой человек, шьет костюмы – третий.
Полгода назад Тимофей ушел с завода, на котором работал, чтобы полностью заняться доспехами. Он делал доспехи, когда учился в школе и в университете, когда работа л на « А в и т е к е » . Но любимое дело требует гораздо больше времени. К тому же заказов становится все больше.

вторая фотка на полосу
– Как скоро стало понятно, что теперь получается? Что уже научились делать доспехи? 
– Нет, пожалуй, нельзя сказать, что я уже всему научился. Конечно, занимаюсь доспехами восемь лет и теперь уже что‑то могу, но если определить, что все получается, все получилось – можно больше этим не заниматься.

Оказывается, не во всякой кузнице есть кузнечный горн. Тимофей нагревает сталь с помощью кислородно-
пропанового резака.
– Но сейчас я заказал горн, жду, когда придет, – рассказывает он, – мне прислали не ту сталь, какую я ждал, ее уже резаком не обработаешь. Так что это в какой‑то степени вынужденная покупка. Дорого, конечно. И мастерскую придется расширять. Но зато что‑то новое, буду двигаться дальше.
Сейчас в мастерской есть резак, две наковальни, шперак (небольшая наковаленка для мелких работ), много инструмента по металлу.– Самые лучшие наковальни – советские, но их попробуй найди. Вот эту кто‑то сдал в лом цветных металлов. У меня есть знакомый, который занимается металлом, и только благо-
даря этому я смог ее купить, – говорит Тимофей.
Когда заходишь в мастерскую, первое, что видишь – большой железный сапог. – Сапог такой большой, потому что носить его будет большой человек, – объясняет Тимофей, – вы не пугайтесь. А вообще‑то доспех – и для человека среднего роста, и для высокого – довольно тяжелая защита. Боевые латные
доспехи весят около 25 кг. Турнирные – до 40 кг. Чтобы одеться в железные одежды, потребуется около 15 минут. А некоторые латы и вовсе не получится надеть самостоятельно.
Когда Тимофей делал сапоги в первый раз, работа заняла у него две не-
дели. Вторые – пять дней. Сейчас за это время он может сделать не одну пару железных сапог.
Тимофей не ремонтирует чужие доспехи. Лучше хорошо сделать свою работу, чем исправлять чужую.
Хорошо, если заказчик доспехов и кузнец живут в одном городе, могут встретиться . Доспех – это
тоже одежда, только железная, и мастер, как и портной, прежде чем приступить к раскрою, должен снять мерки. А как быть, если один находится в Германии, а другой – в Кирове?

– Я пишу, какие мерки надо снять, мне присылают, по ним и делаю. Но все люди, конечно, разные, и я прошу еще фотографии. Например, у кого‑то кости широкие, у кого‑то – узкие. Я не могу снять мерки сам, но могу сделать так, чтобы человеку было удобнее в моих латах.

фотка в подвал
– А что чаще всего выбирают? Может быть, латы какого‑то века, страны?
– Это зависит от вкуса, от того, для чего нужны эти доспехи. Если человек хочет биться, то ему часто не важно, что на нем надето – лишь бы защищало. Но есть те, кто любит какое‑то определенное время. Некоторые собирают костюм, не все даже его потом надевают, бывает, он просто стоит в доме. Кто‑то присылает фотографии музейного образца, я делаю такие доспехи.

– Много читаете исторической литературы? 
– Раньше читал больше, сидел ночами, изучал. И не только костюмы, историю. Теперь меньше. Очень помогают фотографии музейных образцов доспехов.

 

– Доспехи какого века нравятся
вам больше всего?
– Наверное, самые красивые – начало XVI века, двадцатые годы: это максимилиановские доспехи. Это очень продуманный костюм, ничего лишнего, все функционально, все работает. И сидит на человеке очень хорошо, это как будто второй скелет. Сейчас у Тимофея полного доспеха нет. Отчасти потому, что сам он не участвует в битвах, а отчасти от того, что нет времени заняться чем‑то для себя – все уходит на заказы. Простоев в работе Тимофея не случалось – сейчас очередь на доспехи у него до октября. Может быть, после кузнец сделает костюм и себе.
– Как вас находят?
– Мастеров не так уж много. Как правило, реконструкторы знакомы между собой, а когда собираются на турниры, фестивали, делятся информацией. Так меня и находят. Сам на фестивали все же иногда тоже попадаю. И через Интернет, конечно. За границей мастеров тоже мало. Там или какие‑то такие, которые совсем плохо делают, или те, кто делает очень хорошо. Но они и берут дорого. А мои доспехи и цены многих устраивают.

Предыдущая статьяСледующая статья