Праздничные секреты резидентов

Что пьют и как опохмеляются наши разведчики в новогодние дни

Подошёл к концу 2019 год. Ему по восточному гороскопу покровительствовал Жёлтый Земляной Кабан. 25 января по восточному календарю в свои права вступит Белая Металлическая Крыса. Что ждать от этого умного, хитрого животного? Как отмечают новогодние праздники сотрудники спецслужб? Об этом обозреватель «АН» беседует уже по давней доброй традиции со старым разведчиком, бывшим резидентом полковником в отставке Алексеем Николаевичем ИВАНОВЫМ.

Крысам – да, «кротам» – нет

В последние годы Алексей Николаевич угощает ведущего рубрики «Мир шпионажа» только безалкогольными напитками.

– Вы на работе, а мне врачи сейчас запрещают употреблять что-то крепче кефира, – оправдывает он свой выбор и наливает в чашки любимый чай с жасмином.

– Лет двадцать назад в Сингапуре на выставке военно-морских вооружений мы пили с вами кое-что покрепче, – пустился в сладкие воспоминания обозреватель «АН». – После этого даже «День Победы» дуэтом исполняли.

– Тогда я работал под «крышей» посольства, а дипломат – лицо неприкосновенное, – откликнулся старый разведчик. – А вот если бы был «нелегалом», то невинную новогоднюю «В лесу родилась ёлочка» не стал бы петь на русском даже под одеялом…

– Опасались бы прослушки? – попытался перевести разговор на шпионские темы журналист. – Ещё в далёком 1947 году советский учёный и по совместительству политзэк Лев Сергеевич Термен получил Сталинскую премию за разработку системы «Буран». Она позволяла записывать разговоры по вибрации оконного стекла.

– Нынешние сверхминиатюрные «жучки» прячут в шерсти домашних животных, – отозвался полковник Иванов. – Так что за вами могут следить даже любимые собаки и кошки.

– Я недавно прочитал в английской газете, что спецслужбы научились использовать крыс, – решил блеснуть осведомлённостью ведущий рубрики «Мир шпионажа». – В год Белой Металлической Крысы это особенно символично.

Обозреватель «АН» раскрыл свой макбук и нашёл нужный файл.

«Владимир Путин готовится «спустить с привязи» своё новейшее оружие на войне с террором – армию крыс-киборгов, – утверждает TheDailyMail. – Российские учёные надеются скомбинировать феноменальное обоняние крыс и новейшие достижения техники, – поясняет журналист Уилл Стюарт. – Крысы с вживлёнными микрочипами смогут унюхать взрывчатку или наркотики в местах, куда может проникнуть только очень мелкое существо».

По словам автора, единственная загвоздка в том, что на обучение требуется три месяца, а продолжительность жизни крысы – в среднем около 2, 5 года. Это означает, что учёным придётся постоянно обучать целые батальоны крыс.

Газета сообщает, что в Анголе, Танзании, Мозамбике, Камбодже и Таиланде хомяковые крысы уже используются для поиска противопехотных мин. В Колумбиив тех же целях используются лабораторные крысы.

У грызунов, как считают разработчики биоэлектронного организма, есть ряд преимуществ перед служебной собакой: они куда дешевле стоят, быстрее поддаются дрессировке, могут пролезть куда угодно, а нюх, как считается, лучше собачьего и может одновременно распознавать несколько тысяч запахов.

Сами же крыски поступают на службу с энтузиазмом, весело хрустят поощрительным миндалём и бодро находят взрывчатку, наркотики и любые другие запрещённые вещества. Причём если крыса заранее обучена искать данное вещество, то применять её можно и без чипа. Электроника лишь расширяет возможности такого киборга.

– Как видим, крыс в спецслужбах любят, – подытожил ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– А вот «кротов» – предателей-перебежчиков люто ненавидят, – усмехнулся Алексей Николаевич. – Ещё один из них не встретит нынешний Новый год.

Старый резидент прочитал короткое сообщение:

«Бывший сотрудник КГБ СССР Виктор Шеймов, сбежавший в Соединённые Штаты в 1980 году, умер в возрасте 73 лет, сообщает The Washington Post.

По данным издания, Шеймов скончался в своём доме в штате Вирджиния 18 октября 2019 года. Супруга перебежчика Ольга, покинувшая Советский Союз вместе с ним, уточнила, что причиной смерти стали осложнения, вызванные болезнью лёгких».

– Старичку помог «Новичок»? – попытался сострить журналист.

– Сам сдох от пьянства и простуды, – зло бросил полковник.

 

«Аперитивные» сотрудники

Алексей Иванов не раз говорил, что непьющих разведчиков не бывает в принципе, но отмечал, что хорошие разведчики пьют лишь в случае оперативной необходимости, ведь любое спиртное – это яд.

Правда, ныне покойный руководитель советской внешней разведки Леонид Шебаршин как-то рассказывал ведущему рубрики «Мир шпионажа» про непьющего советского резидента, работавшего в Пакистане. Может, поэтому дела у него шли из рук вон плохо. За весь период своей службы на его счету не было ни одной стоящей вербовки. «Трезвенника» отозвали на родину, а на его место прислали умеренно «пьющего». И вскоре тому удалось установить хорошие отношения практически со всеми пакистанскими генералами. Генерал Шебаршин любил повторять, что «должность оперативного работника резидентуры пора переименовывать в аперитивного».

– Учат ли разведчиков правильно пить? – задал резиденту давно мучивший вопрос журналист.

В ответ тот только рассмеялся. По его словам, этому не учат в разведшколах и академиях. А ведь правильно пить спиртное для сотрудника спецслужбы – чуть ли не основное профессиональное качество. Поэтому в зарубежных резидентурах с молодыми сотрудниками щедро делятся алкогольным опытом зубры разведки.

А вот в ЦРУ ещё в давние времена были разработаны инструкции для агентов, разъясняющие, как грамотно споить коллегу из КГБ, чтобы выведать у него секретную информацию. В качестве главного слагаемого успеха называлось умение говорить правильные тосты,которые русский разведчик не может не поддержать. При этом в рекомендациях подчёркивалось, что не следует стараться перепить чекистов – это всё равно невозможно. Главное – грамотно распределить свои силы.

Подобные проблемы существовали и в израильской внешней разведке- Моссаде. В то время в Израиле фактически отсутствовала культура потребления спиртного, и для начинающих оперативников решили организовать специальные полуторагодичные курсы. Обучали всему: основам дегустации, совместимости алкоголя с определёнными блюдами, в каких количествах и в какой последовательности следует употреблять тот или иной напиток. Тестировали будущих агентов Моссада на специальном выпускном банкете.

– Если бы у нас в Академии внешней разведки были такие курсы, то многие оставались бы на второй или на третий срок приятного обучения, – с иронией заметил старый разведчик.

 

Приказано выжить

– Раньше пара бутылок «Столичной», селёдочка и буханка чёрного хлеба из России всегда были лучшим подарком в любой нашей резидентуре: хоть в Сингапуре, хоть в Тель-Авиве… – ударился в приятные воспоминания обозреватель «АН». – Но на Кубе мне больше всего нравился местный ром. А в Крыму – знаменитые херес и мадера.

– На днях прочитал, что херес и портвейн – самые опасные алкогольные напитки,– уколол собеседника Алексей Николаевич. – От их неумеренного потребления – тяжёлое похмелье. А ведь после новогодних праздников всем приказано выжить.

– Сотрудникам спецслужб сделать это проще, – с завистью сказал обозреватель «АН». – Говорят, разведчикам выдают специальный антипохмелин.

Журналист пояснил, что, мол, раньше, по слухам, сотрудники КГБ от опьянения принимали препарат RU-21. Сами оставались трезвыми и могли до такой степени напоить своих собеседников, что те выбалтывали любые секреты. Чудо-средство, разработанное в специальной лаборатории, прекращает выработку в организме фермента, превращающего алкоголь в ацетальдегид – ядовитое химическое вещество. Так называемые «таблетки КГБ» были сделаны на основе янтарной кислоты и содержали в себе лошадиные дозы витаминов. Сейчас в обычных аптеках продаются различные средства типа антипохмелина. Но они куда менее сильные, чем секретный препарат бывшего КГБ.

Боротьсяс «зелёным змием» также помогут сорбенты (раньше это был активированный уголь, теперь используют полифепан или энтеросорбент). Наиболее эффективным среди них считается энтеросорбент на кремниевой основе – энтеросгель,3–4 столовые ложки которого помогают организму быстрее справиться с похмельем.

– Только принимать его надо до пьянки, а не тогда, когда алкоголь уже поступил в кровь, – со знанием дела пояснил старый разведчик.

– В Германии давняя традиция похмельным утром запивать йогуртом маринованную рыбу, густо сдобренную луком, – вспоминает Алексей Николаевич. – Не знаю, пользовался ли этим рецептом Владимир Путин, когда работал в Дрездене. Там он, по собственному признанию, так полюбил немецкое пиво, что поправился аж на 8 килограммов. Я тоже предпочитал утром после Нового года кружку баварского пива.

– Как говорил Джавахарлал Неру, главное – пить в меру! – решил блеснуть эрудицией обозреватель «АН». – Ведь похмелье от перепоя даже самого лучшего французского красного вина бывает таким же мучительным, как и от злоупотребления виски или деревенским самогоном.

– В борьбе с «зелёным змием» не нужно проявлять фанатизма, – согласился с журналистом старый разведчик. – Всей водки всё равно не выпьешь. И стремиться к этому ни к чему. Иначе неминуем провал не только в памяти.

Полковник Иванов рассказал о двух показательных случаях из жизни знаменитых разведчиков. Так, в архивах полиции Токио до сих пор хранятся многочисленные протоколы о выходках Зорге в нетрезвом состоянии. Он мог глубокой ночью, вдрызг пьяный, оседлать свой «цундап» и на бешеной скорости мчаться на очередное свидание. Однажды после шумной вечеринки в отеле «Империал» Рихард, будучи в изрядном подпитии, сел на свой мотоцикл, нажал на газ и, не вписавшись в поворот, попал в аварию. Удар был такой силы, что Зорге выжил лишь чудом.

На грани разоблачения после обильного возлияния был и наш нелегал Конан Молодый. Когда в центре Вены к нему подошёл подвыпивший малый и на чистом русском языке спросил: «Где тут можно отлить?», наш разведчик, бывший по легенде западным бизнесменом, машинально ответил ему тоже на русском: «Да в любой подворотне»! Как сказано в анекдоте про шпионов и разведчиков: никогда Штирлиц не был так близок к провалу.

– В целях маскировки в разных странах резидентам и агентам лучше всего пить то, что пользуется популярностью у местного населения, – подвёл итог алкогольной теме ветеран российской разведки. – Но всегда помнить: пей, но дело разумей! И тогда можно избежать главных ошибок штирлицев и джеймсов бондов – похмельного синдрома и алкоголизма.

Александр КОНДРАШОВ, «Аргументы недели«

 

Предыдущая статьяСледующая статья