От Кардакова до наших дней: развитие торговли в Кировской области

Сегодня сложно представить нашу жизнь без магазинов и торговых центров с большим разнообразием товаров на любой вкус и кошелек. Число торговых объектов растет с каждым годом. А с чего же все начиналось? Когда появился в нашем городе первый цивилизованный магазин?

До середины XIX в. основной формой торговли в г. Вятке была продажа различных товаров из лавок, но уже со второй половины XIX века наблюдается увеличение числа магазинов наряду с лавками — к этому времени в г. Вятке насчитывалось более 200 лавок и магазинов. В конце XIХ века здесь работали галантерейный магазин купцов Николая и Ивана Коробовых, магазин «с готовою обувью и другими товарами» Василия Поскребышева, магазин «с разными товарами» торгового дома Сунцовых, магазины меховых и мануфактурных товаров Якова Клабукова и другие. К 1900 году в г. Вятке насчитывалось примерно 500 частных магазинов и лавок, кроме земских, кустарных и государственных.

Можно сказать, что становление торговли в формате «магазин» в Вятке связано с именем купца Ивана Семеновича Кардакова. Он вел торговлю в городах России, закупал товар за границей. В 1902 году И.С. Кардаков открывает в здании на углу улиц Спасской и Николаевской (ныне ул. Ленина) свой магазин, самый крупный по ассортименту товаров. В магазине можно было приобрести золото, церковную утварь, иконы, нитки и отделку, парфюмерию и музыкальные инструменты, и даже граммофоны с патефонами. Сервис в магазине по тем временам был самый передовой. По воспоминаниям современников, над прилавками висели объявления в рамках: «Цены на все товары без запроса», это означало, что не нужно было торговаться с приказчиком о цене и делало цивилизованной куплю-продажу.

Торгово-предпринимательская деятельность изменилась после октябрьских событий 1917 года. C первых дней Советской власти принимались меры к регулированию сферы товарного обращения. С 1918 года создавался новый, советский, тип потребительской кооперации. Реформа, проведенная в феврале 1939 года, завершила переход на единую систему твердых государственных розничных цен по всем основным товарам широкого потребления.

Особым событием для города в развитии торговли стало открытие в феврале 1941 года «Кировского показательного универмага Наркомторга СССР» (существующий ныне ТЦ «Кировский универмаг» на ул. Ленина, 79), который был возведен по проекту главного архитектора города И.А. Чарушина. Ежедневное открытие универмага с торжественной музыкой сопровождалось большим скоплением покупателей.

В послевоенное время постепенно увеличивалось число магазинов и па-латок розничной сети. Быстрыми темпами росло число магазинов потребительской кооперации. В 1960-е гг. все большее применение находили прогрессивные формы торговли: самообслуживание, торговля по образцам и с открытой выкладкой товаров. Увеличилась сеть специализированных магазинов.

 

В начале 1971 года на пересечении центральных магистралей областного центра начал свою работу крупнейший универмаг города — ЦУМ. В ЦУМе был сосредоточен комплекс всех необходимых товаров с широким ассортиментом, предприятие осуществляло торговлю по методу самообслуживания.

В 1970-е и 1980-е гг. быстрыми темпами увеличивались торговые площади магазинов. Если к концу 1970 года в г. Кирове на тысячу жителей приходи-лось 136 кв. м торговой площади (по области 154), к концу 1980 года -158 (215), то к концу 1985 года — 171 кв. м (238).

Сегодня в Кировской области динамично развиваются региональные и федеральные розничные торговые сети, обеспечивая возможность с мини-мальной затратой сил и времени приобретать нужные товары недалеко от места работы или жилья. Крупнейшие сетевые компании из других регионов Рос-сии пришли в область в 2009 году. Начав с областного центра, они быстро распространились в районах: на конец 2019 года в 43 муниципальных районах и городских округах работали магазины «Магнит», в 40 — «Бристоль», в 31 — «Пятерочка», в 20 — «Красное&Белое». В октябре 2009 года в Кирове открылся ТЦ ООО «Метро Кеш энд Керри». Он стал 50-м по счету магазином компании «Метро» в России. Нельзя не сказать о появлении на рынке города в конце 2016 года международной компании-ритейлера «Леруа Мерлен» — лидера продажи ремонтно-строительных товаров.

На конец 2018 года в области действовало 8242 розничных магазина, 752 павильона, 422 палатки и киоска, 724 аптеки, аптечных пункта и киоска. Обеспеченность торговыми площадями составила 1210 кв.м. на тысячу жителей области, при этом обеспеченность городского населения в 4 раза выше, чем сельского (1461 кв. м против 357 кв. м на тысячу жителей).

 

Источник: пресс-служба Кировстата

Предыдущая статьяСледующая статья