Поп-арт: новая жизнь

Американские бизнесмены предпочитают поп-арт, очередь – за кировчанами

 

Поп-арт – это помещение объекта массовой культуры в иной контекст, в иную среду, говорят исследователи. Новая выставка в «Галерее Прогресса» волей-неволей создана по тому же принципу: произведения в стиле поп-арт увидят в городе, который живет и развивается, мягко говоря, в несколько другой эстетике.

 

Поп-арт – детище глобализации, мегаполисов, песен, которым не нужен перевод, мира, который балансирует на грани очередной чудовищной войны. Киров – не мегаполис, здесь много говорят о культурных традициях, каковы они – боюсь, каждый ответит по своему, а значит – вот она, иная среда. Контрастная. Новая.

Несмотря на поздний вечер, в «Галерее Прогресса» оживленно: прежнюю выставку демонтируют, работы уникального кировского художника Виктора Дорофеева постепенно уступают место портретам Мэрилин Монро Энди Уорлоха. Космические человечки Дорофеева смотрят на происходящее с неземным дружелюбием. Все бы так.

выставка в галерее

– Как Вы считаете, готовы кировчане к такой выставке? – спрашиваю у директора «Галереи Прогресса» Дмитрия Шиляева.

– Это смотря какие кировчане: разные возрастные категории, разный опыт. Есть те, кто воспринимают восторженно, другие же – по политическим, идеологическим причинам или из за отсутствия опыта развития культуры – выступают против, – говорит Дмитрий. – Но это вопрос временный. Это как с граффити. Мы продвигаем граффити и стрит-арт, потому что нам важно идти со своим опытом культуры на улицы, чтобы радовать и вызывать улыбку. Так и происходит: мы рисуем на стенах, сначала нас воспринимают не очень хорошо, а потом некоторые благодарят. Здесь, на выставке, то же самое. Нужно просто довериться мировому опыту. Эти художники признаны не каким то кружком людей, интересующихся искусством, а мировым сообществом. То, что Энди Уорхол был удивительным, гениальным художником, сегодня – аксиома. Художник –это прежде всего не тот, кто рисует реальность. Художник в первую очередь – тот, кто смотрит на все внутренним зрением и отображает то, что происходит в обществе и показывает слабые стороны общества: на что нужно обратить внимание, где стоит исправиться, что то изменить. Он пророк. Многое из того, что связано с Уорхолом, сегодня звучит по новому. Он – из семьи иммигрантов-русинов. Кто такие русины, наша страна вспомнила только сей-час, во время украинской войны. Русины – это не русские, но близкая родня.

Уорхол на самом деле – Вархола. Он появился на свет между первой и второй мировыми войнами, детство было отравлено тяжелой болезнью и спасено рисованием и газетными фотографиями: из них получались коллажи, из которых – в свою очередь – вырос американский поп-арт. «Когда б вы знали, из какого сора», как говорила Ахматова. Вся эпоха тогда разлеталась на клочки после бомбежек – и собиралась из мусора, из осколков, по крупицам. В нашей культуре дела обстоят примерно так же, но пока без оглушительного успеха, предначертанного поп-арту.

 

– Дмитрий, какие экспонаты выставки наиболее интересны на ваш взгляд?

– Здесь представлены двадцать художников-первооткрывателей этого направления в Америке. На самом деле направление зародилось в Европе. Но там поп-арт не принял особого масштаба, зато в Нью- Йорке стал законодателем всех модных вечеринок. Любой уважающий себя политик или бизнесмен не мог его игнорировать. Это новое веяние, новое вдохновение, которое было в 60 70-е годы. Сейчас это происходит в России. Поп-арт переживает в нашей стране новый бум. Очень много заказов в копировальных центрах и у художников, люди заказывают свои портреты именно в технике поп-арт.

 

– А с чем Вы связываете такой всплеск интереса к поп-арту?

– По ряду причин наша страна в новаторстве – в плане изобразительного искусства – в чем то отстает. Точно не в реалистической школе: здесь мы очень развиты. Но художники, которые работали в других направлениях, слишком долго были никому не нужны. На них не обращали внимания, им никто не давал денег, они зарабатывали сами на жизнь: кто то был грузчиком, некоторые делали рекламу. Они стали художниками не благодаря обстоятельствам, а вопреки. Поэтому мы отстали от Европы и Америки в использовании новых техник, нового подхода к изобразительному искусству. И рано или поздно это должно было восстановиться. Теперь новое искусство пришло к нам, стало интересно обществу. Россия достаточно изменилась для того, чтобы общество научилось все это принимать.

выставка в галерее

– Тем не менее сейчас в России – новая, и, на мой взгляд, тревожная тенденция: запрещать. Запрещают фильмы, инсталляции, концерты, танцы… Вам не пытаются что то запретить?

– Пока нет. Что то предлагать – пытаются, и мы не со всем соглашаемся. Я не очень люблю трэш в искусстве. И считаю, что искусство не должно касаться политических аспектов. Для этого есть другие площадки. Дайте хотя бы здесь почувствовать себя человеком, отдохнуть душой и увидеть, какой мир изнутри.

Мир бесшабашной и трагически прекрасной эпохи шестидесятых на выставке «ПОП-АРТ ФОРУМ» будет воссоздан и с помощью музыки. Отдохнуть душой – не значит расслабиться: на выставке семьдесят девять работ – коллекционная графика, плакаты, литографии – и десять инсталляций. Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист: имена, которые пришли в культурную жизнь Кирова не то с опозданием, не то как раз вовремя. Весь мир сейчас выглядит то ли коллажем из газетных вырезок работы будущего гения, то ли просто обрывками, осколками жизни, которые некому склеить.

 

Антон Бучин

Фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья