Американские бизнесмены предпочитают поп-арт, очередь – за кировчанами
Поп-арт – это помещение объекта массовой культуры в иной контекст, в иную среду, говорят исследователи. Новая выставка в «Галерее Прогресса» волей-неволей создана по тому же принципу: произведения в стиле поп-арт увидят в городе, который живет и развивается, мягко говоря, в несколько другой эстетике.
Поп-арт – детище глобализации, мегаполисов, песен, которым не нужен перевод, мира, который балансирует на грани очередной чудовищной войны. Киров – не мегаполис, здесь много говорят о культурных традициях, каковы они – боюсь, каждый ответит по своему, а значит – вот она, иная среда. Контрастная. Новая.
Несмотря на поздний вечер, в «Галерее Прогресса» оживленно: прежнюю выставку демонтируют, работы уникального кировского художника Виктора Дорофеева постепенно уступают место портретам Мэрилин Монро Энди Уорлоха. Космические человечки Дорофеева смотрят на происходящее с неземным дружелюбием. Все бы так.
– Как Вы считаете, готовы кировчане к такой выставке? – спрашиваю у директора «Галереи Прогресса» Дмитрия Шиляева.
– Это смотря какие кировчане: разные возрастные категории, разный опыт. Есть те, кто воспринимают восторженно, другие же – по политическим, идеологическим причинам или из за отсутствия опыта развития культуры – выступают против, – говорит Дмитрий. – Но это вопрос временный. Это как с граффити. Мы продвигаем граффити и стрит-арт, потому что нам важно идти со своим опытом культуры на улицы, чтобы радовать и вызывать улыбку. Так и происходит: мы рисуем на стенах, сначала нас воспринимают не очень хорошо, а потом некоторые благодарят. Здесь, на выставке, то же самое. Нужно просто довериться мировому опыту. Эти художники признаны не каким то кружком людей, интересующихся искусством, а мировым сообществом. То, что Энди Уорхол был удивительным, гениальным художником, сегодня – аксиома. Художник –это прежде всего не тот, кто рисует реальность. Художник в первую очередь – тот, кто смотрит на все внутренним зрением и отображает то, что происходит в обществе и показывает слабые стороны общества: на что нужно обратить внимание, где стоит исправиться, что то изменить. Он пророк. Многое из того, что связано с Уорхолом, сегодня звучит по новому. Он – из семьи иммигрантов-русинов. Кто такие русины, наша страна вспомнила только сей-час, во время украинской войны. Русины – это не русские, но близкая родня.
Уорхол на самом деле – Вархола. Он появился на свет между первой и второй мировыми войнами, детство было отравлено тяжелой болезнью и спасено рисованием и газетными фотографиями: из них получались коллажи, из которых – в свою очередь – вырос американский поп-арт. «Когда б вы знали, из какого сора», как говорила Ахматова. Вся эпоха тогда разлеталась на клочки после бомбежек – и собиралась из мусора, из осколков, по крупицам. В нашей культуре дела обстоят примерно так же, но пока без оглушительного успеха, предначертанного поп-арту.
– Дмитрий, какие экспонаты выставки наиболее интересны на ваш взгляд?
– Здесь представлены двадцать художников-первооткрывателей этого направления в Америке. На самом деле направление зародилось в Европе. Но там поп-арт не принял особого масштаба, зато в Нью- Йорке стал законодателем всех модных вечеринок. Любой уважающий себя политик или бизнесмен не мог его игнорировать. Это новое веяние, новое вдохновение, которое было в 60 70-е годы. Сейчас это происходит в России. Поп-арт переживает в нашей стране новый бум. Очень много заказов в копировальных центрах и у художников, люди заказывают свои портреты именно в технике поп-арт.
– А с чем Вы связываете такой всплеск интереса к поп-арту?
– По ряду причин наша страна в новаторстве – в плане изобразительного искусства – в чем то отстает. Точно не в реалистической школе: здесь мы очень развиты. Но художники, которые работали в других направлениях, слишком долго были никому не нужны. На них не обращали внимания, им никто не давал денег, они зарабатывали сами на жизнь: кто то был грузчиком, некоторые делали рекламу. Они стали художниками не благодаря обстоятельствам, а вопреки. Поэтому мы отстали от Европы и Америки в использовании новых техник, нового подхода к изобразительному искусству. И рано или поздно это должно было восстановиться. Теперь новое искусство пришло к нам, стало интересно обществу. Россия достаточно изменилась для того, чтобы общество научилось все это принимать.
– Тем не менее сейчас в России – новая, и, на мой взгляд, тревожная тенденция: запрещать. Запрещают фильмы, инсталляции, концерты, танцы… Вам не пытаются что то запретить?
– Пока нет. Что то предлагать – пытаются, и мы не со всем соглашаемся. Я не очень люблю трэш в искусстве. И считаю, что искусство не должно касаться политических аспектов. Для этого есть другие площадки. Дайте хотя бы здесь почувствовать себя человеком, отдохнуть душой и увидеть, какой мир изнутри.
Мир бесшабашной и трагически прекрасной эпохи шестидесятых на выставке «ПОП-АРТ ФОРУМ» будет воссоздан и с помощью музыки. Отдохнуть душой – не значит расслабиться: на выставке семьдесят девять работ – коллекционная графика, плакаты, литографии – и десять инсталляций. Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист: имена, которые пришли в культурную жизнь Кирова не то с опозданием, не то как раз вовремя. Весь мир сейчас выглядит то ли коллажем из газетных вырезок работы будущего гения, то ли просто обрывками, осколками жизни, которые некому склеить.
Антон Бучин
Фото автора