Этот музей похож на мечту, что сбылась. Мечту, которая долго-долго жила у кого то в душе, так долго, что уже казалось, ничто не воплотится. И вдруг – случилось чудо. На первый взгляд насущной необходимости в нем не было. Но представить жизнь без этого чуда уже сложно.
3 августа открылся второй зал музея Рембрандта. В октябре прошлого года в Кирове, в одном из дальних уголков города, появился этот музей. В маленьком деревянном доме, который был построен еще в двадцатые годы прошлого века. Рядом – железная дорога, гаражи, вышки ЛЭП за бетонным забором. И другие такие же маленькие домики, сады с яблонями и картошкой. До прошлой осени этот дом в слободе Зиновы можно было спутать с другими. Но теперь у калитки вы увидите щит с баннером, который расскажет, что вы пришли к музею Рембрандта или музею христианского искусства – это его второе название. Да и сам дом обшит новой доской, над чердачным окном дата строительства – 1923 год. Под крышей висит световой короб, а на нем – знаменитый автопортрет Рембрандта Харменса ван Рейна. Так когда то европейские обувщики вешали под крышу железные башмаки, а пекари – калачи, чтобы прохожие сразу видели, где какой мастер живет. Копии картин и офорты художника теперь живут тут, в музее.
Основатель музея игумен Тихон Меркушев известен многим как настоятель Николо-Великорецкого монастыря. С июня он переведен в Трифонов монастырь и служит в Успенском соборе. В этом году он окончил Государственную академию славянской культуры в Москве. Наследие Рембрандта входит в круг его научных и исследовательских интересов. Можно сказать, что музей – дипломный проект отца Тихона.
– Наш музей маленький, – сказал на открытии игумен, – но это нельзя считать его недостатком. Мы обращаемся к конкретным произведениям с надеждой на то, что они найдут отклик в сердцах посетителей. Мы помним времена, когда ради одной картины открывали целые экспозиции, и такие выставки привлекали еще больший интерес зрителей. Как часто мы приходим в музей, где находится много произведений искусства, но оказываемся не в состоянии осмотреть всю экспозицию. Мы проходим, поверхностно обозревая большинство картин и идем к любимой, нужной нам. И такая камерность музея способствует более внимательному изучению и рассмотрению самого произведения.
В этом музее нет экскурсоводов. По мнению отца Тихона, художник своей картиной сказал все, что мог – ярко, красочно и так, как мы не смогли бы сказать. Рембрандт относится к тем художникам, которые очень просто говорят со своим зрителем. Однако, несомненно, каждый посетитель сможет обратиться за разъяснениями, если они возникнут.
Но что в самом музее?
В первом зале, деревянном, копии работ мастера из собрания Эрмитажа и музея изобразительных искусств имени Пушкина, офорты Рембрандта, которые воссозданы в Голландии с помощью новейших технологий, копии документов и автографов мастера. Все это умещается в маленькой комнате, длинная сторона которой – примерно семь шагов. Между окон икона Божией Матери, а посреди комнаты стоит печь- голландка. Эта печь была в доме всегда, а не сделана ради голландского художника. Можно сказать, что этот зал – зал Рембрандта, тут только его картины. Несомненно, в первую очередь зрители обращают внимание на известнейшую картину «Возвращение блудного сына». Копия немного меньше оригинала, но впечатление производит не меньшее.
В другой комнате – оливковой – работы, которые оправдывают второе название музея – христианского искусства. В этом зале только одна копия мастера – «Флора». Есть тут портрет епископа Хрисанфа неизвестного мастера, работы современных питерских и вятских художников, икона Божией Матери «Предстоящие у креста» (конец XIX – начало XX века). Но, пожалуй, дольше всего зрители стояли у иконы Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Икона необычна тем, что создавалась она впервые – по житиям святых. Написана в Вятке. Работа шла в течение полугода. Примечательно, что на иконе есть клейма – маленькие иллюстрации жития святых. Икону пока можно увидеть в музее Рембрандта, но в сентябре ее отправятв Москву, в Государственную академию славянской культуры.
Музей Рембрандта – необычное дело для нашего города. И потому что это один из немногих частных музеев. И потому что на первый взгляд кажется, что творчество художника далеко от нас – по времени, по мироощущению, географически наконец. И потому что основал этот музей монах, человек, который ушел от мира. Но вспомним: христианство с самого начала своего существования несло просвещение. Рембрандт – художник позднего Возрождения, после которого началась эпоха Просвещения. На примере этого музея мы видим, что просвещение продолжается.
Мария Алексеева
фото автора