Уникальный проект «Рапсодия страсти», представленный в Кирове московской компанией «Артгит», производит сильное впечатление. Выставочный зал музея на ул. К. Либкнехта оформлен как старинная гостиная (красивые драпировки, свечи), звучит музыка, специально написанная для данной экспозиции композитором А. Татжитдиновым, на мониторе непрерывно сменяют друг друга кадры цветного слайд-фильма о Сальвадоре Дали и Пабло Пикассо. Все подготавливает к знакомству с малоизвестными и сложными для восприятия шедеврами двух гениев ХХ века. Казалось бы, совершенно разные художники, но авторы экспозиции нашли общие точки пересечения в их творчестве. Они показывают Дали и Пикассо как иллюстраторов целого ряда произведений – пьес Маркиза де Сада, Фернана Кроммелинка и мемуаров Джакомо Казановы. Все эти произведения связывает тема любви и сопряженных с ней чувств – ревность, коварство, жестокость, предательство, верность и другое, что и можно назвать рапсодией страсти. Кроме того, интересно личностное восприятие художниками иллюстрируемых авторов. Наибольший интерес, как утверждают экскурсоводы, вызывает экспозиция работ Пабло Пикассо – может быть, потому, что, как мне кажется, они более сюжетны и более доступны для восприятия рядовому зрителю. Рисунки Сальвадора Дали более абстрактны и более загадочны, их можно рассматривать долго, на- ходя символы и смысловые подтексты в его сюрреалистических образах. Его иллюстрации более смелы в изображении любовных чувств, наполнены авторским юмором. Любой рисунок Дали узнаешь по его авторскому почерку даже без подписи. Кстати, о подписях: на выставке вы увидите подлинную подпись Дали и его фирменную печать-эмблему.
Серию из 25 работ «Калифорнийский альбом» Пабло Пикассо специалисты называют самой личностной и интимной. Первоначально она не предназначалась художником для публичной демонстрации, но позднее он поменял свое решение. Эта серия создана как личный дневник, в котором ежедневно делались наброски и зарисовки, раскрывающие его внутренний мир в пору его последней любви к Жаклин Рок – женщине, которая была моложе его на 45 лет. 17 из 20 прожитых вместе с ней лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее. Жаклин боготворила художника, преклонялась перед ним – не случайно Пикассо изобразил ее как восточную женщину («Жаклин в восточном стиле»).
Мир театра и цирка в стиле детских рисунков Пикассо воссоздает в период глубокого кризиса, когда его волнуют размышления о старости, жизни и смерти (литографии из серии «Пикассо и человеческая комедия»). Жизнь, как театр, предстает и в иллюстрациях Сальвадора Дали к трем пьесам Маркиза де Сада. Так или иначе, но оба художника еще раз говорят о том, что театр жизни состоит из человеческих страстей, которые вечны и нерушимы. Выставка будет работать до октября.