Тем, кто жил на Вятке, «достаются» мемориальные доски. Тем, кто уехал, – открывают памятники и музеи
Долгим и трудным был путь к открытию этого памятника. За тринадцать лет, прошедших с установки закладного камня на месте будущего монумента, на Вятке сменились только три губернатора. И к каждому из них обращались за помощью. «Всем крупным людям трудно на Руси», цитировал глава города на торжественной церемонии письмо Горького к Шаляпину. Хотелось добавить – трудно при жизни, трудно и после смерти. Горькая ирония. Но праздники и торжества вообще редко обходятся без привкуса горечи, без ноток печали.
В дождливый и хмурый субботний день, 23 августа, в день рождения Александра Грина, весьма почитаемого на Вятке, в сквере у драматического театра открыли памятник Федору Шаляпину, не менее почитаемому в наших краях. Открытие памятника приурочили к Дням романтики. Дни романтики – к дню рождения великого романиста-романтика Гриневского. Рабочий визит министра культуры России Владимира Мединского – и к памятнику, и к дню рождения, и к Дням романтики, и к Году культуры, и к грядущим выборам (может, спорно и не доказуемо, но весьма вероятно). При всей сумбурности идеологического посыла этих разномасштабных и разнозначимых культурных событий, а в рамках объединяющих всех и вся Дней романтики состоялись и вручение ежегодной литературной премии имени Грина, и фестиваль современной культуры «Пикник Аполло», и так далее, и так далее – вычислить общий знаменатель у Грина и Шаляпина не так чтобы очень сложно. Отметая самый очевидный – Год культуры, остановимся на сохранении памяти о великих земляках. Ну, или не совсем земляках: Шаляпин хотя и любил называть себя «вятским мужичонкой», о чем не раз вспомнили на открытии памятника, но родился он все-таки в Казани. Скажем так: памяти обо всех выдающихся людях, имеющих хоть какое-то отношение к нашему краю. Но что на самом деле кроется за нашим желанием увековечивать и хранить память о людях и событиях?
– Наш город постоянно развивается, в парках и скверах появляются новые памятники и скульптуры! – радостно сообщает присутствующим девушка, похожая на Ассоль, – ведущая церемонии открытия памятника Шаляпину.
Общество давно живет с мыслью, что памятники – это хорошо. Со школьной скамьи как заклинание нам повторяют: память о прошлом, знание своей истории помогают избегать ошибок в будущем. Но сколько тысячелетий не существует человечество, столько тысячелетий не воздвигает памятники полководцам, императорам, писателям, философам, героям – ровно столько же тысячелетий оно совершает ошибки. Свои прежние ошибки. Ни один памятник не в силах изменить человеческую природу. Тогда зачем? Просто по традиции и привычке? Вряд ли. Не стали бы на это тратить деньги ни меценаты (к слову, памятник Шаляпину в Кирове установлен на средства благотворительного фонда «Лукойл»), ни власти.
Заинтересованность тех, кто первым предложил установить тот или иной памятник, и понятна, и объяснима. В случае с монументом Федору Ивановичу инициаторами выступили члены Вятского Шаляпинского общества. Не раз в этот день вспоминали покойного Евгения Деришева, замглавы департамента культуры и одного из основателей общества. С приветственным словом выступил и Борис Садырин, долгое время возглавлявший эту общественную организацию. Открытие памятника можно считать в немалой степени и его заслугой. Это люди увлеченные, страстные. Но в чем заинтересованность власти? Общества?
Интерес этот можно объяснить, конечно, прагматически. Просто как еще один информационный повод. Новость. Событие. Которое можно записать себе в «плюс». Поставить «галочку». «Попиариться» (популярный сегодня глагол). Поднять рейтинг. Иначе зачем бы произносили пафосные речи на открытии памятника чиновники федеральные, региональные, муниципальные? Но и это объяснение нельзя считать вполне исчерпывающим.
На самом деле в стремлении установить памятник каждому худо-бедно известному человеку, так или иначе связанному с определенной географической точкой, видится что-то от комплекса неполноценности. Это такая метка, «гиря», связывающая известное имя с конкретным городом и якобы работающая на имидж. Знаете, как заимствование брендов – маленькие, никому неизвестные производители придумывают для своей продукции логотипы, похожие на логотипы всемирно известных брендов «до степени смешения». Не случайно вошло в нашу жизнь понятие «брендинг территории». В коридорах власти оно сегодня очень популярно. Или вот вам еще одно сравнение для примера. Знаете, когда постоишь рядом с великими мира сего, вроде и сам в лучах этой славы искупаешься. Так и маленькие, закомплексованные города гордятся всеми своими земляками, чье имя можно найти в «Википедии». (По крайней мере, в случае нашего города это можно утверждать с большой долей вероятности). Но всегда ли есть для этого достаточные основания?
Если пошерстить учебники истории, можно легко убедиться в том, что большинство (если не все) из тех великих людей, кто так или иначе прославил вятскую землю, кто составляет ее гордость и память которых увековечена в камне, или прибыли сюда в ссылку и прожили здесь всего несколько лет, или уехали еще в молодости, чтобы никогда не возвращаться. При этом многие из них были глубоко несчастны в Вятке. Тот же Саша Гриневский, чья юность прошла в Вятке. Ни его автобиографическая повесть, ни воспоминания его первой жены – нигде не найдете вы свидетельств, что здесь ему жилось хорошо. Напротив, всеми силами своей души он хотел вырваться отсюда. Уехать. Сбежать. Но об этом как-то не принято говорить. Мы просто гордимся, что он здесь родился и вырос. Мы придумали себе некий миф. Мы празднуем Дни романтики и даже включили их в список для интернет-голосования за символы Вятки в номинации «Событийные мероприятия», объявленного на сайте правительства области. Но если вдуматься – что мы празднуем? Чем гордимся? Разве факт физического рождения в том или ином месте – достаточная причина для гордости? Для того, чтобы объявлять премии, открывать памятники и музеи? При этом тем, кто постоянно жил здесь и трудился на благо малой родины, «достаются», как правило, в лучшем случае мемориальные доски на домах. Или книги воспоминаний, изданные небольшими тиражами.
Наверное, это здорово, когда город умеет гордиться своими людьми. Даже теми, кто отсюда уехал и по сути не жил здесь. Но, думается, что-то неправильное есть в том, что столетиями с повестки дня не сходит актуальная дилемма, очень точно сформулированная Борисом Павловичем, бывшим худруком Театра на Спасской в названии нашумевшего проекта «Я (не) уеду из Кирова». Как неправильно всё-время пристально вглядываться в собственное прошлое (а что такое установка памятников, как не взгляд назад?). Особенно когда настоящее радужным не назовешь.
Впрочем, как бы там ни было и несмотря на все размышления, вызванные недавними событиями, и определенные сомнения (но не в том, нужен ли этот памятник городу, нет!), стоит признать: всё-таки это замечательно, что у нас появился такой памятник. Он, вне всяких сомнений, станет украшением города, одной из ярких его достопримечательностей. Скульптору Виктору Борискину удалось создать образ великого оперного певца, в котором ощущаются и мощь его таланта, и какая-то отстраненность, особенная доброта, внутренний свет. При всем масштабе личности знаменитого баса, в образе Федора Шаляпина чувствуется что-то наивно-детское, почти беззащитное. Памятник гению сделан очень талантливым человеком. И вот это на мой взгляд очень достойный повод для гордости и радости: к сожалению, далеко не все памятники и скульптуры, которые так обильно появляются в наших скверах и парках, могут похвастаться тем же.
Памятники в Кирове
— Владимиру Ленину
— Степану Халтурину
— Сергею Кирову
— Братьям Васнецовым
— Александру Грину
— Александру Герцену
— Виктору Савиных (прижизненный)
— Ивану Коневу
— Памятник героическому труду
Цитата
Владимир Мединский, министр культуры России (на церемонии вручения литературной премии Грина в Кирове):
– Грин создавал свои произведения в 1920-е годы. Война, тиф, голод, страна раздирается на части… А у этого удивительного человека рождаются прекрасные образы, ассоциации. Он живет как будто в фантастическом мире, где побеждают правда, любовь, добро. И то, что премию получают писатели из Крыма и Севастополя (Валерий Басыров и Валентина Фролова — прим. ред.), символично. Да, людям там было непросто последние двадцать лет. Но они работали, они старались, и их мечта сбылась. И теперь наша общая задача – сделать так, чтобы все, о чем мечтали, во что верили граждане этой священной русской земли, осуществилось.
Юлия Ионушайте
Фото автора