Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!

Советы родителям: как выбрать кружки и секции

 

Нет такой семьи, в которой рано или поздно не встал бы вопрос о дополнительном образовании детей. С какого возраста ребенка лучше записывать в кружки и секции? Как обеспечить гармоничное развитие, но при этом избежать чрезмерных нагрузок?

Порой самостоятельно найти ответ на эти непростые вопросы родители не могут. Хочется для своего ребенка всего и сразу. Если вы оказались в ситуации такого выбора, стоит прислушаться к советам профессионалов и экспертов.

– Однозначно ответить на вопрос, с какого возраста ваш ребенок должен получать дополнительное образование, нельзя: подход в любом случае должен быть индивидуальным, – уверена Вера Лыскова, психолог Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи. – У каждого ребенка разная заинтересованность, запас физических и эмоциональных сил. Надо в этом вопросе идти за ребенком. Отталкиваться от его особенностей.

 

Можно и нужно пробовать все!

Но что значит – отталкиваться от особенностей ребенка? В дошкольном возрасте сами дети еще зачастую не знают, чего именно хотят, что именно им интересно. Вряд ли они с уверенностью скажут – только рисование или только музыка. Как бы то ни было, за детей этот вопрос на этом этапе должны решать родители. Как не ошибиться в своем выборе?

– Я всегда говорю родителям – дайте ребенку больше возможностей, – советует Вера Лыскова. – Надо попробовать все! И уже потом сделать осознанный выбор. Если малыш говорит: «Не хочу, мне не нравится!», стоит первое время настаивать, потому что существует адаптационный период. Но если по прошествии месяца, трех, полугода ребенок не проявил интереса, стоит поменять род занятий, выбрать что то другое. Дошкольный период тем и хорош, что можно попробовать много самых разных сфер. С такой позицией согласны и многие опытные родители.

– На семейном совете мы решили, что ребенок должен в равной степени получать физическое и эстетическое развитие, – делится своим опытом Елена Жолобова, мама двоих ребятишек.

– И спросили у себя, чем бы нам, родителям, хотелось, чтобы старший сын занимался. Расставили приоритеты. И решили, что до школы должен быть некий пробный период. Время, когда мы должны понять, что ему действительно интересно. В течение года сын занимался акробатикой, рисованием и посещал музыкальную школу. В итоге решили сосредоточиться на спорте. У него стало получаться, появились первые успехи. При этом, по словам молодой мамы, они придерживались определенных правил в вопросе дополнительного образования.

– Во-первых, мы сформулировали для себя, что окончательного решения, чем должен заниматься ребенок, принимать не будем. У него должно быть право выбора. И заставлять – только «музыкалка» или только акробатика, например, мы не станем. В то же время всегда проявляли настойчивость в том, что занятия – любые – должны быть регулярными. Мы с сыном сразу договорились: не должно быть такого «я не хочу», «сегодня нет настроения» и так далее. Для того чтобы пропустить занятие или тренировку, должна быть действительно уважительная причина. Например, если ребенок заболел.

 

Детям нужна свобода

Психологи говорят, что современные дети в плане интеллектуального развития к школе бывают достаточно подготовлены. И советуют обращать внимание на эмоциально-волевую подготовку.

– Очень заинтересованные родители часто повторяют одну и ту же ошибку: они упускают социальные аспекты, – комментирует психолог Центра социально-психологической помощи. – Личность должна развиваться гармонично. Не только уметь выразить себя в танце, спорте или учебе. Каждый человек должен уметь взаимодействовать с другими людьми, познавать себя. Для этого ребенку требуется свободное время. Свободное от учебы, от занятий, когда так или иначе он принимает решения, обучается под присмотром взрослых, по правилам, установленным родителями, педагогами, тренерами.

По мнению специалиста, учиться самостоятельности дети могут во время прогулок во дворе, где получают навыки общения со сверстниками (естественно, под присмотром взрослых). Или, например, выполняя какие либо несложные поручения. Это могут быть, например, походы по просьбе родителей в магазин и так далее.

– Когда активный дошкольник идет в школу, у него могут начаться проблемы именно со свободным временем, с тем, что он не умеет его использовать, – поясняет Вера Лыскова. – Если, скажем, до семи лет каждая его минутка была занята и расписана, он постоянно был или с родителями, или на занятиях, то сейчас появляется свободное время. Те же перемены между уроками. И здесь могут начаться проблемы. Ваш ребенок может начать с кем то ссориться или другим способом утверждать свой авторитет. Чтобы такого не происходило,детей надо как можно раньше приучать к самостоятельности. И один из первых шагов – предоставление определенной степени свободы. Дети должны социализироваться, это, быть может, даже важнее сегодня, чем дополнительное образование.

 

Елена Грачева

фото из архива «НВ»

Предыдущая статьяСледующая статья