Такой совет дали кировским абитуриентам, собирающимся покорять ВГИК
Вечер. Вокзал. Мимо проходит красивая девушка. К ней тут же подходит молодой человек – длинный, нескладный, но, как говорится, очень перспективный. У «объекта» поклажа – какое счастье для кавалера! И вот в момент, когда нужно заговорить, у обоих заканчиваются слова, и начинается… цоканье языком.
Но для любви нет преград, и языковых тоже! А вот и первое испытание – соперник. Но у девушки вдруг появились важные дела – какие, не уточнила. А чемодан оставила на попечение двум кавалерам-соперникам. Стоило девушке уйти, как между «джентльменами» разгорелась горячая схватка в духе игры «Мортал Комбат». Или это они так себе представляли… Стоп, а куда исчез вокзал с девушкой?
А они и не появлялись. Мы с другом сидим в зале Кировского драмтеатра и смеемся, как давно не смеялись. Все это было сценкой, показанной на творческом вечере студентами. Сразу оговорюсь – ни вечер, ни студенты были отнюдь не простыми. Студенты – из ВГИКа, а вечер – в рамках кинопоезда, посвященного 95 летию этого вуза. Мероприятий в городе в тот день было немало: в доме Витберга – творческая встреча с Натальей Бондарчук, в «Октябре» «крутили» лучшие студенческие работы, но апофеозом стала творческая встреча с известными выпускниками и класс-концерт студентов актерского факультета.
Достояние России
В ходе этой встречи зрителям напомнили, что история ВГИКа – это история отечественной киношколы вообще. 1 сентября 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола, позже ставшая одним из самых желанных и самых закрытых московских вузов.
Сегодня во ВГИКе учатся около 2500 студентов, в том числе на дневном отделении – 1600 человек. Ежегодно более 300 абитуриентов из разных уголков России и других стран становятся студентами университета (в 2008 году институт был преобразован в университет с сохранением прежней аббревиатуры).
ВГИК располагает развитой техникой и собственной студией, чтобы помочь студентам в создании работ. К окончанию ВУЗа выпускники имеют уже несколько экранных работ, которые являются для них пропуском в профессиональную жизнь. ВГИК первым открывает новые специальности и разрабатывает программы по обучению новейшим технологиям: режиссер мультимедиа, режиссер 3D-спецэффектов, 3D-супервайзер, режиссер анимации и компьютерной графики, продюсер и звукорежиссер мультимедиа и другие. «ВГИК – ведущая киношкола нашей страны, один из самых авторитетных киновузов мира, носитель художественных традиций и подлинное национальное достояние России!»
Эх, слушаешь – и сердце радуется. Друг в восторге. Как и положено другу, он доверчив. Про актеров – точно веришь. Сценки очень хорошие получились. Смешные. Да вот только думаешь: «А увидит ли этих ребят широкий зритель? Почему, приходя в кино на российскую комедию, ты видишь не жонглирование юмором, как здесь, а получаешь некоей субстанцией в лицо (порой в 3D)?» Я надеялся, что на эти вопросы (ибо старшее поколение) ответят вгиковцы 1971 года, года Герасимова, две Натальи – Бондарчук и Аринбасарова.
Вятские корни Натальи Бондарчук
Наталья Бондарчук начала с лирики: она вовсе не считает Киров чужим для себя городом.
– Я, когда ждала своего выхода, звонила маме, Инне Владимировне Макаровой. И узнала еще о своем происхождении – дело в том, что мой прадед, Степан Макаров – из Вятки! Прадед Натальи Сергеевны делал гармошки и к своему делу, как и его потомки – к своему, подходил серьезно. Наталья Сергеевна столь же основательна, выступая на сцене «драмы». Зрителю действительно важно услышать опытного и талантливого кинематографиста, как оно было – в том кинематографе, который сейчас ставят (и часто заслуженно) выше современного? Сложно было. Слабых в актеры и актрисы не брали. Бывало, за создание сценического образа проливали кровь – причем в буквальном смысле, как в дипломном спектакле Натальи Сергеевны: у ее партнера кровь пошла носом от переутомления, но спектакль они доиграли. Было много теплых воспоминаний и об отце, и об Андрее Тарковском. «Я теперь одна на Солярисе» – сказала Наталья Бондарчук, упоминая и о Донатасе Банионисе, скончавшемся в этом году. Но ответ на вопрос
– «А что же дальше?» – в ее выступлении не прозвучал, лишь намек.
А намек в следующем. После выступления Наталья Сергеевна показала трейлер своей новой режиссерской работы – «Тайна снежной королевы». Друг мой, веривший ранее в полную разруху российского кино, быстро поверил в его возрождение. Работа, действительно, даже сейчас, еще не доведенная до конца, впечатляет. Впечатляет, но не цепляет, ибо чувствуются веяния того же «Холодного сердца».
При киноделов и киноманов
Рассказала немало интересных историй и Наталья Аринбасарова. Радовалась новому погружению в мир ВГИКа. Во ВГИКе учили не только техническим приемам – актерской игре, режиссуре, – но и моральным аспектам этих профессий. «Создавая продукт, надо понимать, во имя чего ты это делаешь», – уверена она. Несмотря на то, что Наталья Утевлевна связала это с кинематографом чернушных 90 х, тезис актуален до сих пор – особенно, когда тупые развлекаловки вроде «Горько!» киноделы с воем требуют посылать на «Оскар».
В конце встречи две Натальи отвечали на вопросы зрителей из зала. Был и такой: «Мне 11 лет, что я могу сделать уже сейчас, чтобы поступить в ваш ВУЗ?» Ученицы Герасимова ответили: «Читать, читать и еще раз читать! Даже если не поступишь, пригодится все равно». Глядя на ВГИКовцев, то выписывающих пируэты, то берущих подчас самые высокие ноты, подозреваешь, что одного чтения недостаточно.
Мой друг, выходя из драмтеатра, сказал: «А ведь можем же, а!». Нам дали понять – мол, кино наше в самых надежных руках. И мы верим. Потому что очень хочется. Хотя, когда пройдет очарование праздника, придется спросить и о главном: где то, ради чего затевалась в 1919 году эта киношкола, где то, о чем в годы революции писал Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»? Почему, несмотря на бережное выращивание талантливых кадров и мощную структуру образования, за последние десятилетия в России не появилось ни одного кинотворца, которого можно безоговорочно причислить к классикам? Куда исчезают все эти талантливые люди, выпускники ВГИКа, где растворяются, пропадают для зрителя? Мимикрируют под серый российский киноландшафт? Уезжают за рубеж? Но ведь всем курсом не уедешь… Что происходит с этими чудесными ребятами, когда они покидают свою «башню из слоновой кости»? Столичные гости знали, что говорят, советуя «читать, читать и читать». Хотя по роду занятий должны были бы посоветовать «смотреть, смотреть и смотреть».
Антон Бучин
Фото автора