Чтобы посмотреть новый фильм, мне, как правило, требуются две вещи: знать имя режиссера и мнение хотя бы одного зрителя, вкусу которого доверяю. Я люблю актера Федора Бондарчука, но режиссером его не считаю. Вернее, считаю плохим режиссером, поскольку внешние эффекты ему важнее мира человеческой души. Что же касается мнения уважаемых мною критиков, уже посмотревших фильм, то они не стесняются в выражениях, откровенно говоря, что «продукт оказался унылым до убожества», что все «высосано из пальца», что это «лажа», «кинохалтура», «вершина абсурда», «феерия маразма», «кинокомикс», «компьютерная игра», в общем, «наглядная демонстрация отдыха природы на детях» (это сравнение с Бондарчуком-старшим). И в этом случае можно бы сходить и составить собственное мнение. Но больше всего меня отталкивает от фильма то, что все в один голос пишут о том, что Федор Бондарчук эстетизирует войну, смакует ее ужасные подробности, «наслаждается деталями перерезывания горл и вспоротыми животами», что в его фильме и не ночевала та солдатская правда, о которой писали Астафьев, Быков, Некрасов. На мой взгляд, это самое страшное. Телевидение приучило нас принимать жестокость как нечто обыденное. Мы ужинаем и смотрим, как убивают, насилуют, пускают кровь. Кто‑то не выносит этого, а кто‑то равнодушно смотрит, попивая пивко. А кто‑то, как Бондарчук, любуется жестокостью. «Тут красиво падают и красиво умирают, и красиво сплевывают зубы», – пишет «Коммерсантъ». Фильм получил гигантский бюджет в 30 млн долларов и настолько же гигантский прокат вплоть до Китая, его сопровождает массированная навязчивая реклама, сам режиссер читает возмущенные комментарии зрителей и смеется над ними (в Интернете)… Картину продвигают главным образом за якобы новаторское изобразительное решение, за те технические изыски, которые приближают фильм к Голливуду. Захлебываясь, создатели фильма рассказывают, что у нас, мол, было два вида пепла: серый и черный, что ветродуи работали так, что пыль забивала глаза, что каждое утро 150 рабочих героически перекапывали землю, которая накануне была утоптана массовкой, и т. д., и т. п. Да мало ли что еще было сделано и какими усилиями! Главное ведь – во имя чего. Во имя чего все это? Я вспоминаю фильм Урсуляка «Жизнь и судьба» по Гроссману – те главы, которые связаны со Сталинградом. Ведь это же невозможно смотреть без слез, настолько правдиво передано состояние героев, их душевные муки, наконец, их гибель. Некоторые кадры до сих пор стоят перед глазами… А во имя чего старались Бондарчук и его команда? Кинокритик Андрей Архангельский пишет, что война для них – как нефть, которую можно качать и качать, а вместе с ней качать и деньги. Если в этом смысле Бондарчук и Михалков со своими «Утомленными солнцем-2» пытаются догнать Голливуд, тогда все понятно. К счастью, не все измеряется деньгами.
Татьяна Бушмелева: Почему я не пойду на «Сталинград»
Предыдущая статьяЗа что мы платим мед учреждениям