Врач-нарколог: «Спайсы – это угроза обществу»

Осенняя волна отравлений спайсами, прокатившаяся по России, стала той лакмусовой бумажкой, которая отчетливо показала: наше общество столкнулось с еще одной серьезной проблемой. Нет, эта беда пришла к нам не вчера. И сама по себе она точно не исчезнет. Как не исчез никуда дезоморфин. Героин. Кокаин. «Фуфырики». Самогон. И прочие напасти, справиться с которыми нам пока не удается.

 

Но если о старых «болячках» у общества достаточно информации и даже сложившихся стереотипов, то про спайсы многие услышали этой осенью едва ли не впервые. В этой ситуации действует принцип «Предупрежден – значит, вооружен». В то время как недостаток информации приводит к распространению всевозможных мифов.

О том, что такое спайсы, насколько серьезными могут быть последствия их употребления «Новому варианту» рассказала Елена Куркова, заведующая экспертизой временной нетрудоспособности, отделением наркологических экспертиз Кировского областного наркологического диспансера.

Врач

– Елена Сергеевна, когда говоришь «спайс» многие представляю себе пакетики, наполненные измельченной травой. Для иллюстрации новостей о волне отравлений ими многие СМИ использовали именно такую «картинку». Но что по сути своей представляют из себя спайсы?

– Спайс – это смесь трав, обработанная синтетическим наркотическим веществом. Употребление этого психоактивного вещества, как и любой другой наркотик вызывает зависимость: сначала – психическую, а в дальнейшем и физическую. Т.е. развивается заболевание наркомания. Кроме того, это вещество обладает выраженным токсическим действием на организм, вызывая отравления.

– Что значит – систематическое употребление?

– Наличие определенного ритма употребления психоактивного вещества, это может быть регулярная частота употребления или употребление в определенных одинаковых ситуациях (каждый раз при попадании в соответствующую компанию или «расстроился» – употребил и т.д.).

– А что тогда можно считать длительным употреблением, при котором, вы говорите, развивается и физическая зависимость?

– Время, через которое развивается физическая зависимость, не одинаково у разных людей, зависит от частоты употребления, особенностей организма, близкого окружения и других факторов. Для развития физической зависимости кому-то достаточно несколько месяцев употребления, кому-то год или больше.

– И когда человек замечает это, он обращается за помощью к наркологу?

– Как правило, лица, употребляющие спайс, не считают себя больными. Чаще всего за медицинской помощью обращаются родственники, когда у человека, находящегося в состоянии острой интоксикации (отравления), развиваются осложнения. Наиболее частые из осложнений – это рвота, судорожные припадки, коллаптоидные состояния с резким падением давления, нарушение сознания, неадекватное поведение. С этими признаками пациенты на «скорой помощи» доставляются в медицинские учреждения. Были случаи и повторного обращения, когда, скажем, в течение недели одному и тому же человеку медицинская помощь оказывалась и два, и три раза.

– То есть те проблемы со здоровьем, угроза жизни их нечему не научили?

– Получается нет. И это мы можем объяснить развитием у человека признаков как минимум психической зависимости от спайса, а может уже и физической.

– Признаки человека в состоянии алкогольного опьянения может назвать, наверное, каждый из нас. А как понять, что человек находится под воздействием спайса?

– Клиническая картина наркотического опьянения разнообразна. В первую очередь обращает на себя поведение человека, которое нельзя объяснить окружающей обстановкой. Другими словами, он ведет себя неадекватно. Это может быть что угодно. Человек может убегать, прятаться, с кем-то разговаривать, раздеваться, быть возбужденным или наоборот, вялым, сонливым, лежать без сознания. Эмоциональный фон тоже неадекватный. Под воздействием спайса люди могут смеяться, плакать, кричать, шуметь, проявлять раздражительность и агрессивность, быть испуганными, отрешенными от окружающей действительности. Могу отметить, что после опьянения пациенты чаще не помнят того, что с ними происходило.

Если говорить о физических признаках, то – в числе прочего – это расширенные зрачки, они не реагируют либо вяло реагируют на свет. Как правило, при употреблении спайсов возникает бледность лица, на фоне которого особенно заметны гиперимированые, то есть покрасневшие, белки глаз. У человека нарушена координация движений, шаткая походка. По прошествии же состояния опьянения у человека наступает истощение. Он становится вялым, сонливым. Нередко бывает, что сотрудники полиции или прохожие находят его спящим где-то на улице, в кустах. Были случаи, когда к стоящей на проезжей части машине подъезжали с проверкой, а все, кто находился в салоне, спали. Как потом выяснялось, они употребляли спайсы.

– По этим признакам можно понять, что человек курит спайсы. Вот возникли первые подозрения. Когда близкие должны забить тревогу?

– Семья – первое звено, которое может быстрее всего заметить изменения, происходящие с подростком, молодым человеком, когда он начинает употреблять психоактивные вещества. В первую очередь меняется его поведение. Это могут быть и уходы из дома без какого-либо объяснения, ссоры с родителями и близкими людьми, нежелание общаться с вами, вынос денег из дома. Нарушения успеваемости в школе, прогулы — если речь идет о школьниках. Замкнутость или наоборот излишняя раскрепощенность, ранее не свойственная человеку. Общение с неблагополучной компанией. Кроме того, люди, употребляющие спайсы, как правило, перестают следить за своим внешним видом.

Заподозрить неладное можно и по эмоциональному состоянию. Это беспричинные изменения настроения: вспышки раздражительности, агрессивности. Может обращать на себя внимание чрезмерная двигательная активность или, наоборот, вялость, безразличие к происходящему. Другими словами, человек ведет себя не как обычно.

Кроме того, должны вызвать тревогу и подозрительные телефонные звонки, смс-сообщения сомнительного характера.

– А что дальше? Что делать если это случилось?

– Мы советуем при первых же подозрениях обращаться за помощью к специалистам. Чем раньше пациент обратится, тем больше возможности ему помочь, исправить ситуацию. Помощь таким пациентам должна быть комплексной. В наркологическом диспансере с пациентом работает целая бригада специалистов: врач психиатр-нарколог, врач психотерапевт, психолог, специалист по социальной работе.

Очень часто родители просто боятся обращаться к наркологу: переживают, что ребенка могут поставить на учет, а это, в свою очередь, повлияет на его дальнейшую жизнь. Но дело в том, что употребление спайса в любом случае негативно повлияет на жизнь и здоровье. И, возможно, в гораздо большей степени.

Если вопрос касается несовершеннолетних, можно обратиться за помощью в наркологический диспансер анонимно. Помощь в этом случае будет оказана бесплатно. Стоит отметить, что, если лица обращаются за медицинской помощью на ранних этапах заболевания, их, как правило, ставят не на учет, а на профилактическое наблюдение, которое серьезных социально-правовых ограничений за собой не несет и в дальнейшем на жизни человека никак не скажется. А вот чем дольше родители оттягивают обращение, чем дольше боятся идти к врачу, тем больше риск прогрессирования заболевания, возникновения осложнений.

– Но добровольно, наверное, мало, кто решится пойти к наркологу.

– Как я уже говорила, лица, употребляющие спайсы, не считают себя больными, и обращаемость к врачу низкая. Добровольный принцип обращения за наркологической помощью прописан в федеральном законодательстве. За помощью может обратиться как сам пациент, так и его родственники в случаях, если он не дает своего согласия на лечение. В наркологическом диспансере ведется также работа и с родственниками пациентов. Во-первых, родственники получают психологическую помощь и поддержку. А, во-вторых, информацию о том, что они сами могут сделать, чтобы пациент передумал и обратился к врачу.

– А мы можем дать такие советы нашим читателям со страниц газеты?

– Каждая ситуация — индивидуальна. Общих рецептов нет. В каждой семье есть свои определенные ресурсы, точки воздействия, которые выясняются специалистами во время приема.

– Елена Сергеевна, вы уже рассказали о том, на каких условиях наркологическая помощь оказывается несовершеннолетним. А если пациент – взрослый человек?

– Если он обращается на общих основаниях, то помощь будет бесплатной. Если же хочет получить лечение на условиях анонимности, то оно будет платным. Сначала пациенту проводят диагностические мероприятия, выявляют симптомы, определяют уровень зависимости. А вот дальше подбирается индивидуальное лечение в зависимости от степени развития у него заболевания.

– Вы упомянули о социально-правовых ограничениях, которые наступают при постановке пациента на учет. Что это за ограничения?

– Ограничения к управлению автотранспортом, хранению и ношению оружия, к некоторым видам работ, связанных с источником повышенной опасности.

Где и как фиксируется информация о том, что человек состоит на учете?

– Эта информация составляет врачебную тайну и хранится только в картотеке медицинской организации. В заключении по результатам прохождения медицинских осмотров, например, при трудоустройстве, получении водительского удостоверения, получении лицензии на право ношения и хранения оружия, ежегодные периодические медицинские осмотры, врач психиатр-нарколог указывает только имеются или нет у человека противопоказания для выполнения тех или иных работ. Другая информация, в том числе о наличии наркологического заболевания, не указывается. И если к той профессии, по которой работает пациент, ограничений по наркологическим заболеваниям нет, то, естественно, никто и не узнает, что он состоит на учете. Активно эта информация никуда не сообщается.

Есть такое мнение, что бывших наркоманов не бывает. Можно ли сказать, что это касается и спайсов?

– Принципы развития зависимости от психоактивных веществ, в том числе спайсов, едины. Один раз развившееся заболевание является хроническим. В случае наркомании мы никогда не можем сказать, что человек выздоровел полностью. Он может находиться в стадии ремиссии, в том числе длительной – до конца жизни. Но начав вновь употребление спайса, как и любого другого наркотика, проявятся все симптомы зависимости, то есть заболевание «наркомания» перейдет в стадию обострения.

– Представляют ли на ваш взгляд спайсы серьезную угрозу для общества?

– Несомненно. Особенно если учитывать, что в большинстве своем употребляющие спайсы – это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, т.е. лица трудоспособного и детородного возраста. Встречаются, конечно, ситуации, когда и сорокалетние их употребляют, но это единичные случаи. Так что в основном речь идет о несовершеннолетних и молодежи. Спайс, как и другие наркотики, оказывает влияние на все – на его здоровье, на социальную жизнь человека, на семейные отношения. Употребление спайсов отрицательно воздействует на развитие таких психических функций как память, внимание, мышление, эмоционально-чувственное развитие личности. Представьте, каким может вырасти будущее поколение, сегодня употребляющее спайсы.

 

Беседовала Юлия Ионушайте

 

К сведению

Телефон «Горячей линии» для консультаций по вопросам оказания наркологической помощи – 8-(8332)-45-53-70.

 

Консультирование врачом психиатром-наркологом наркологического диспансера:

Взрослые:

– диспансерное наркологическое отделение – г. Киров, пер. Студенческий, 7 (тел.: 53-66-62);

– амбулаторная медико-социальная реабилитация – г. Киров, ул. Преображенская, 82 (тел.: 64-14-59)

– Анонимные консультации – г. Киров, ул. Преображенская, 82 (тел.: 64-67-29)

Несовершеннолетние:

– диспансерное отделение для детей и подростков – г. Киров, ул. Преображенская, 82 (тел.: 64-67-29).

Предыдущая статьяСледующая статья