Про снегопады, врачей и лихие 90-е

В Герценке проводили «Ноябрь литературный»

 

Один вечер. Два поэта. В арт-салоне областной библиотеки имени Герцена прошла акция «Ноябрь литературный» в рамках проекта «Литературные вечера. Авторское чтение». Свои стихи для немногочисленной публики читали Татьяна Лисик и Александра Мочалова.

 

Задуманный Галиной Кустенко в те времена, когда книги наших писателей издавались редко и скупо, а познакомить читателей с новыми произведениями авторам все же хотелось, проект «Литературные вечера» сегодня, во времена поэтических фестивалей, слэмов, перформансов, выглядит немного «ретро». Но «ретро» сегодня в тренде. А потому с годами проект не теряет своей актуальности: новые стихи рождаются, но далеко не всегда издаются, а арт-салон давно снискал славу удачной площадки для премьеры. Вот и в этот раз публика услышала не только уже знакомые и любимые стихи этих авторов (например, «Самолеты», «Янкину песню», «Покидая Лас-Вегас» Татьяны Лисик), но и совсем новые («В Запорожье проснешься…», «Из Рождественского венка», «Молочные реки» Александры Мочаловой, многим из них не «исполнилось» и года; отрывок из новой повести Татьяны Лисик «Диванчик»).

Так совпало, что одной из главных тем вечера – пусть и невольно – стали 90 е. Те самые, которыми сегодня нас так пугают. Но кому – страшилка, а кому – время любви, свободы и рок- н-ролла, когда можно не оглядываться, не задумываться, не прислушиваться. Просто жить на полную катушку. Несмотря на дырявые сапоги. Эхо лихих 90 х свободно гуляет по строкам и строфам Татьяны и Александры, отражается в стихах друг друга, перекликается с нашим временем. Которое с каждым днем все чаще сравнивают с тем. Но ни- что не повторится. А если и повторится, то не для нас. И, быть может, студенты, пришедшие на встречу, вовсе не разделяют тревог минувшего лета, которые проходят по самому краю стихов Саши Мочаловой. Кажется, их куда больше интересовало, насколько автобиографично то или иное произведение и «как рождаются стихи».

А еще в стихах обоих поэтов много старого города – той истончающейся с каждым днем Вятки, которую если и удастся сохранить, то, пожалуй, только в книжках. Встречаются в них и врачи – ангел-анестезиолог у Лисик и стоматолог у Мочаловой. (В связи с чем вспомнились Цоевские строки: «Мама, мы все тяжело больны… Мама, я знаю, мы все сошли с ума…»). И, кроме прочего, в них много августа и снега. Много любви и боли. Силы. И веры.

Новое помещение арт-салона Герценки, где все белым-бело – стены, кресла, рояль, занавески, и где каждый заезжий поэт, драматург, прозаик хвалит хорошую акустику, за короткое время стало для читателей и гостей библиотеки «своим». Может, потому что Галине Кустенко, хозяйке салона, удалось перенести сюда ту атмосферу, которая была там, по старой «прописке». А ведь то место было для многих почти намоленным – столько встреч, столько имен, столько книг… Вот только было там, кажется, чуточку просторнее. В новом зале арт-центра на «Литературные вечера», которые – страшно сказать! – уже второй десяток лет проходят на Вятке, могут поместиться два, может, три десятка человек. Но в этот раз даже оставалось несколько свободных мест. Впрочем, количество никогда не было определяющим понятием в литературе. Можно написать тысячу неважнецких стихов, а можно один – и войти с ним в историю. Книгу, вышедшую миллионными тиражами, иной раз стыдно в руки взять. Здесь важна, конечно, сама возможность услышать произведения в исполнении авторов. Возможность видеть, слышать, чувствовать. Вслушиваться так, что по щекам огонь, и сердце через раз бьется, чтобы не пропустить ни слова, ни строки. Чтобы потом найти их в каких то немыслимых закоулках интернета. Сохранить на жестком диске в формате doc. И когда совсем прижмет, «принимать» вместо корвалола на ночь, соблюдая рекомендованную дозировку. Вы ведь знаете: живое слово, как живая вода, обладает целебными свойствами. Особенно в период обострений.

Юлия Ионушайте

Фото автора

Предыдущая статьяСледующая статья