При заключении договоров страховщики не всегда доводят до страхователей необходимую информацию
Роспотребнадзор признал незаконной распространенную у страховых организаций практику указывать расходы, удерживаемые при досрочном расторжении договора, в процентах от суммы страховой премии. Основанием по служила жалоба клиентки, недовольной условиями страхования от несчастного случая. Женщина посчитала, что ее права нарушены, так как страховая компания не проинформировала об условиях досрочного расторжения договора. В этом случае удерживалось почти 80% от премии в качестве расходов на ведении дела. В ведомстве сочли, что взимание страховщиком указанных расходов в процентном отношении не соответствует требованиям законодательства.
Страховой компании было выдано предписание об устранении нарушения. Компания с ним не согласилась, обжаловав его в арбитражный суд. Однако суды встали на сторону Роспотребнадзора. В своих решениях они указали, что положения законодательства об отказе заказчика от услуг, установленные Гражданским кодексом, предусматривают оплату исполнителю фактически понесенных им расходов.
Аналогичная норма содержится в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей». При этом фактически понесенные расходы подлежат доказыванию в каждом конкретном случае и не могут удерживаться в процентном соотношении к страховой премии. Ранее Роспотребнадзор предъявлял претензии по поводу мелкого шрифта в правилах страхования страховых организаций. Указанные тексты должны соответствовать СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых». Как и в предыдущем случае, арбитражные суды поддержали Роспотребнадзор. По их мнению, информация, размещаемая в печатных изданиях (равно как и информация, содержащаяся в текстах договоров), направлена на получение потребителем сведений об их содержании.
Мелкий шрифт, включенный в текст условий договора, крайне затрудняет восприятие текста документа, не позволяет потребителю получить полную информацию и сделать правильный выбор услуги. В связи с этим страховые организации обязаны учитывать требования данного СанПиН, поскольку они влияют на восприятие потребителем текста договора. При возникновении спора со страховой компанией по поводу страховых услуг страхователям следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.
Александр КИРПИКОВ,
Центр правовой помощи
Тел.: (8332) 49-42-43