Самые значимые события Года культуры в Кировской области.
Ровно неделя до нового, 2015 го года. Время «собирать камни». Уходят в прошлое двенадцать месяцев Года культуры. В котором было много самых разных событий. Значимых, статусных, ярких, трагичных… Предлагаем оглянуться назад и вспомнить самое важное, самое главное, что произошло за это время. И пусть газетные страницы сохранят память о них. Быть может, кому то из наших потомков это покажется интересным.
Вятка-Вологда. Обменные гастроли
Год культуры на вятской земле начался с гастролей Вологодского драматического театра на сцене Кировской «драмы». Первых за последние четыре десятилетия. После многолетнего перерыва творческие связи между театрами были восстановлены. И кировские зрители получили возможность познакомиться со спектаклями своих северных соседей.
– В прошлый раз мы гостили друг у друга в прошлом веке, в другой стране, и вот преодолели этот сорокалетний барьер, что разделял наши театры, – поделился своими размышлениями художественный руководитель Вологодского драматического театра, дважды лауреат Государственной премии Вологодской области Зураб Нанобашвили. Из четырех спектаклей, которые Вологодский драмтеатр привез в Киров, наибольший резонанс вызвала постановка «Доходное место» по пьесе Островского. Как оказалось, это – вполне современная история. Театр даже жанр спектакля обозначил именно так. Ироничная, местами едкая, не чуждая гротеску, но в то же время вполне классическая постановка Зураба Нанобашвили была встречена бурными овациями. И, кстати, вызвала немало споров в театральной среде.
Как Олег Лоевский в Вятку приезжал
Эстафету Года культуры подхватил «Театр на Спасской». Лабораторию молодой режиссуры под руководством Олега Лоевского, известного российского театрального деятеля, критика, члена экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», здесь анонсировали как «главное событие театральной зимы на Вятке». И она оправдала надежды и организаторов, и участников, и зрителей. Три режиссера. Три эскиза. И как результат – новые спектакли в репертуаре «Театра на Спасской». В апреле состоялась премьера «Отрочества» по Толстому в инсценировке одного из самых известных молодых драматургов в стране Ярославы Пулинович. На лаборатории эскиз по этой пьесе собрал наибольшее число положительных отзывов как у зрителей, так и в СМИ. Режиссером спектакля, а чуть позже и главным режиссером «Театра на Спасской» стала Юлия Батурина. Осенью состоялась еще одна премьера, которую можно считать прямым результатом лаборатории – театр пригласил на постановку режиссера Антона Безъязыкова (на лаборатории он делал эскиз спектакля «В тени виноградника» по пьесе Валерия Махурьямова). На этот раз он взял пьесу Юрия Клавдиева «Собаки-якудза». Спектаклем по ней «Театр на Спасской» и открыл новый сезон.
Мастерская Петра Фоменко. Гастроли в Киров
Если главным событием театральной зимы назвали режиссерскую лабораторию в «Театре на Спасской», то главным событием осени – без вариантов! – стали гастроли прославленного театра «Мастерская Петра Фоменко». Их анонсировал со сцены драмтеатра Александр Галицких, зампред областного правительства, еще в Международный день театра. Новость вызвала бурные овации в зале. Билеты (а цены на них были установлены весьма демократичные) раскупили задолго до приезда «Фоменок», как их ласково называют во всем мире. И каждый вечер зал был полон. Некоторые смотрели каждый спектакль по два раза. Потому как – когда еще такое театральное счастье случится вновь?
Раз главреж, два главреж
Продолжая разговор о главных событиях Года культуры в сфере театра, нельзя не отметить, что незадолго до ухода артистов в традиционные летние отпуска, были названы имена новых главных режиссеров Кировского драматического театра и «Театра на Спасской». Ими стали Юрий Ардашев («драма») и Юлия Батурина (ТЮЗ). Назначения были неоднозначно встречены в культурной среде города. И сей- час многие с интересом наблюдают, как изменится политика и репертуар театров, которые обрели новых творческих лидеров. И если новый главреж «Театра на Спасской» сейчас выпускает уже третий спектакль (первыми было «Отрочество» и «Дракон» по пьесе Шварца) на этой сцене – это будет новогодняя сказка «Морозко». То Юрий Ардашев, видимо, взял творческую паузу. Что ж – будем ждать первых премьер.
Визит министра
К Дням романтики – празднику, который хотят сделать одним из брендов малой родины Александра Грина и тем самым привлечь сюда туристов – на Вятку пожаловал Владимир Мединский, министр культуры России. Что, конечно, можно считать знаковым событием в Год культуры. Правда, скептики сочли это скорее очередным предвыборным визитом VIP-персоны. Но на то они и скептики, чтобы во всем видеть «подводные камни», которых, может, и вовсе нет. Были в этой рабочей поездке и перерезания красных ленточек, и официальные визиты и встречи, и вручение премии им. Грина, и бонусы региону от «федералов» – в виде средств на постройку четырех многофункциональных центров, например. Что, конечно, отрадно. Посмотрим на результат.
«Первая очередь» памятника
Во время визита в Киров Владимир Мединский принял участие и в открытии памятника Федору Ивановичу Шаляпину. Которого город ждал долгие десять лет. Правда, открытие можно считать отчасти условным. Знаете, как сдают объекты – открыта первая очередь. Вторая. И так далее. Сам монумент уже стоит на постаменте и радует горожан. Он, несомненно, стал одним из самых выразительных памятников города. И те, кто прежде в Кирове не бывал, после поездки к нам будут, думая о городе, вспоминать и этот памятник. Не обошлось, правда, без «но»: с момента открытия памятник время от времени обносят ограждениями и начинают вести доп.работы. Дело в том, что автором монумента предусмотрена установка возле основного памятника серии небольших скульптур Шаляпина, изображенного в самых известных своих сценических образах. А это – дело будущего. То, что без дополнительных работ не обойтись, – это понятно. Необходимо еще много работать, также расчитываем на помощь http://www.veka.ru/. Просто немного жаль, что не удалось сделать все и сразу (и это в Год культуры!). Вся эта суета и возня вокруг памятника с установкой заборчиков и пеленанием постамента в строительную защитную пленку оставляет впечатление, что все это – еще надолго. Учитывая экономическую ситуацию, даже сложно предположить, когда же, наконец, памятник примет завершенный вид. А уж про обустройство сквера за памятником, из которого даже те, старые скамейки исчезли, и говорить нечего. Надежды на это не так много. Увы и ах!
Уход худрука
Одним из самых трагичных событий Года культуры стал уход заслуженного деятеля искусств России Евгения Степанцева, много лет служившего художественным руководителем Кировского драмтеатра. К нему многие относились очень по разному. Но как бы там ни было, никто не спорит с тем, что с его уходом перевернулась одна из страниц истории драмтеатра. Завершилась. Осталась в прошлом. На ней было много всего – взлеты и падения, успехи и поиски. Именно на время его художественного руководства пришлись 90 е. Когда театр, как и вся страна, переживал серьезный кризис. Искал себя. Своего нового зрителя. Делал выбор, каким ему быть. Это непростое бремя. И то, что театру удалось выжить, – заслуга в том числе и Евгения Кузьмича. Сейчас на сцене театра еще идут спектакли, поставленные им. И под его руководством. Но скоро они – это закон жизни и закон театра – останутся в прошлом. Станут историей. Как стал историей сам Евгений Степанцев. Теперь в списке тех, чью память чтят минутой молчания в Международный день театра, станет на одно имя больше.
Почетные граждане города V
Под занавес уходящего года Киров посетили народный артист России Александр Калягин и Владимир Урин, генеральный директор Большого театра. Приехали они на вручение знаков «Почетный гражданин Кировской области». Это звание было присвоено нашим знаменитым землякам решением депутатов кировского Заксобрания. К слову, на встрече с журналистами председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин вы разил надежду, что к концу 2014 го в стране будет принят закон о культуре. Как стало известно чуть позже, принять его, кажется, в этом году все таки не успеют. И это в каком то смысле символично. Культура у нас, как ни крути, всегда немного отстает. Всегда немного на заднем плане… Получается, что и Год культуры кардинально изменить эту ситуацию не смог. Впрочем, и надеяться было бы глупо.
Юлия Ионушайте