Владимир Янко: Не сравнивайте меня с Моуриньо!

При всем уважении к другим специалистам, нет в мире хоккея с мячом человека популярнее Владимира Янко. О нем нельзя говорить нейтрально: или плохо, или хорошо. Титулованный тренер, выигравший все возможные титулы, эмоциональный собеседник, чьи пресс-конференции растаскивают на цитаты… Во время недавнего визита в Киров Владимир Владимирович дал интервью «Новому варианту».

«Как люди судят о характере? Если тебе сказали какую-то гадость, а ты промолчал — значит, ты хороший и неконфликтный. Но на самом деле ты — пустой, никчемный и ничего собой не представляющий, поскольку не смог достойно ответить! Если с чем-то не согласен — скажи об этом, но спокойно, достойно и аргументированно.

За каждым из нас идет шлейф — из слухов, эпитетов… Когда я начинал тренерскую деятельность и добился первых успехов, многие говорили: «Ну ему везет!». Уехал в Финляндию, где моя команда постоянно шла в призерах, в России все еще считали, что «везет». И когда поднял архангельский «Водник» и выиграл несколько чемпионатов мира, — тоже. И ведь только совсем недавно перестали. Тренироваться надо, ребята, и уметь тренировать, тогда вам всегда будет везти…

Меня часто сравнивают с Жозе Моуриньо. Категорически с этим не согласен! По-моему, я произвожу впечатление нормального человека. А там — клиника, без смеха, и все это видят. Согласен, он очень талантливый тренер, и как все такие люди немного «шизанутый». Уж не знаю, из-за чего — от денег или известности. Хотя кто его знает, имей я столько денег, может, вел бы себя так же. Пусть все вокруг показывали бы пальцем — мол, смотрите, «шизанутый» на хоккей пришел, зато моя семья жила бы на Канарах, а я бы сюда прилетал просто так! Это, конечно, шутка. Если серьезно, я не хочу быть похожим на Моуриньо, хотя по количеству регалий я в своем виде спорта тоже не последний человек. Может, даже и первый…»

— Как поживает казанское «Динамо»?

— Последние несколько недель практически не тренировались. На большом льду были два-три раза. Мы сейчас, наверное, чемпионы по кроссам и поднятию штанги, но к хоккею никакого отношения не имеем. За всю свою тренерскую деятельность я такого не припомню. Тяжелейшая ситуация, и я буду гордиться собой, если найду из нее выход.

Вообще, хотим мы того или нет, хоккей рано или поздно уйдет под крышу, как уже произошло в Швеции. Да, может быть на переходном этапе команды потеряют болельщиков — все-таки в крытых катках другая атмосфера, и стадионную ауру она не заменит. Но в то же время мы привлечем новых людей: молодежь, семьи.

— Во многих городах интерес к хоккею с мячом падает. Почему так происходит?

— Все очень просто — из-за качества игры. В сезон, когда казанское «Динамо» стало чемпионом, на наши матчи стабильно приходило по 2-3 тысячи, а на решающих играх были аншлаги. А дело в том, что команда показывала хороший хоккей. Люди шли на Обухова, Погребного, Ларионова, Чермных, Франца… Болельщики хотят видеть игру, которая им нравится — качественную, атакующую. Если этого не происходит, начинается отток зрителей. Кстати, во многих европейских футбольных клубах, например, в «Аяксе», в контракте тренера есть пункт, где он обязуется прививать команде атакующую игру. В противном случае человек может быть уволен. Вспомните «Реал», где Капелло как раз из-за этого остался без работы, хотя и привел клуб к чемпионству.

— А как же московское «Динамо»? Играющая команда, а в «Крылатское» народ ходит плохо.

— Это на ваш взгляд она играющая. Москва видела совершенно другой хоккей, и совсем недавно. Лет пять-семь назад за игру, которую сейчас показывает «Динамо», его тренер был бы уволен. Это сборная мира, что означает фейерверк на льду и совсем не такой уровень как сейчас. А мы в полуфинале Кубка победили москвичей 6:2, и без вариантов…

— Теряется ли спортивный принцип от того, что в этом сезоне все команды выходят в плей-офф?

— Нет – у клубов все равно есть стимул быть как можно выше по итогам группового этапа. Да и в любом случае для любого коллектива 13-е место – это неудача, повод проанализировать и сделать правильные выводы. Не уменьшение количества команд в Суперлиге тянет хоккей с мячом вниз, а то, что происходит, например, в Казани. В городе два искусственных катка, а мы как беспризорники. И ведь речь идет об одном из сильнейших клубов мира!

Недавно был на программе у Евгения Ловчева. Прямой эфир, разговариваем о футболе, и вдруг звонок из Казани: почему в Дербышках до сих пор льда нет? Я обалдел. Вы понимаете — люди удивляются, как такое возможно!

— С каждым годом в Суперлиге хоккея с мячом становится все меньше команд…

— Спорт не может жить отдельно от того, что происходит в стране. Тяжелая экономическая ситуация сказывается и на хоккее. В одних регионах командам помогают власти — как в Кирове, в других — бизнес, как в Казани. Вообще, то, что может сделать для хоккея с мячом Татарстан, не по силам, пожалуй, никому. В идеале там должна быть база для национальных сборных. Поддержка спорта — принципиальная позиция руководства республики, и это здорово!

Но есть и обратные примеры: Сыктывкар, Краснотурьинск, другие города, где команды опустились в высшую лигу, Братск и Северодвинск, где их вообще не стало. Я считаю так: нельзя уничтожать то, что не тобой построено…

— Ваше мнение о кировском хоккее с мячом?

— «Родина» — жизненно важная артерия для нашего вида спорта. То же самое могу сказать про Новосибирск, Архангельск, Красноярск, Кемерово. Если они по какой-то причине перекроются, хоккей с мячом умрет. У вас отличная школа, талантливые тренеры, которым низкий поклон — перспективы потрясающие!Другое дело, как вы ими воспользуетесь. Само собой ничего не получится — перспективным ребятам нужно создавать условия для роста. Берите пример с Кемерова: материально-техническая база «Кузбасса» лучшая в стране, команда держится за счет своих молодых воспитанников.

После года работы в Кирове у меня осталась уверенность, что у вас все будет в порядке. Есть люди, душой болеющие за команду, есть потрясающая публика, которая отлично разбирается в хоккее и любит его.

— Кстати, кто пригласил вас в «Родину»?

— Когда в позапрошлом сезоне команда заняла предпоследнее место, меня позвал к себе президент федерации хоккея с мячом России Борис Скрынник. Говорит: «Володя, надо помочь». Поначалу был шок. В первую очередь, от тренерского состава. Спасибо руководству клуба, с помощью которого от некоторых людей удалось избавиться. И тогда все поняли: безвременье в «Родине» закончилось, и сейчас необходимо восстанавливать традиции. Нужно было поменять психологию, а это очень тяжело. Отличных хоккеистов опустили на самое дно, и мы их оттуда поднимали. Считаю, получилось — сейчас игроки выходят на лед с уважением к своему труду. И ведь не потребовалось никаких сверхусилий: мои знания и умения легли на благодатную почву желания кировчан изменить ситуацию. Все слилось воедино, и результат вы видите…

Вадим Шабалин

 

Предыдущая статьяСледующая статья