Женскими глазами

Война застала Любовь Матвеевну Муромцеву в гостях у сестры в городе Горьком, где она прожила до августа 1941 года, после чего вернулась в Киров. Ей было 14 лет. Школу, в которой училась Любовь Матвеевна, отдали под госпиталь и их направили учиться в 19-ю школу на улице Карла Маркса. Учителя в школе были в основном из Ленинграда. А так как школа была маленькая, а учеников было много, то учились в три смены.

Война застала Любовь Матвеевну Муромцеву в гостях у сестры в городе Горьком, где она прожила до августа 1941 года, после чего вернулась в Киров.

Ей было 14 лет. Школу, в которой училась Любовь Матвеевна, отдали под госпиталь и их направили учиться в 19-ю школу на улице Карла Маркса. Учителя в школе были в основном из Ленинграда. А так как школа была маленькая, а учеников было много, то учились в три смены.

 

В сентябре 1942 году, когда Любови Муромцевой исполнилось 16 лет, она закончила шестой класс. И ее повесткой вызвали в военкомат, после комиссии направили учиться в «ФЗО (факультет заочного обучения) связи». Девушка училась в ФЗО и, одновременно, ходила в третью смену в 7-й класс.

 

— Но в декабре директор ФЗО сказал, что работать я буду в городе Котлас, — вспоминает ветеран Муромцева, — и поэтому учёбу в школе придётся бросить. В то время уже строилась железная дорога от Котласа до Воркуты, чтобы можно было перевозить уголь.

 

В 1943 году в город Котлас пришёл пассажирский состав с Октябрьской железной дороги с работниками управления железной дроги и их семьями. Затем в городе Котлас было организовано управление Северо-Печорской железной дороги, которое было размещено в бывшей школе. В феврале 1943 года Любовь Матвеевна приехала в город Котлас в составе Кировской группы «ФЗО связи». Группа имела специальность телеграфистов Бодо и Морзе. Любовь Матвеевну посадили морзисткой, где она проработала до конца войны.

 

— В Котласе нас подселили жить к работникам управления Октябрьской железной дороги, которые жили в пассажирских вагонах, — рассказывает Любовь Матвеевна. — Встретили нас очень тепло и приветливо, и около недели мы жили с ленинградцами в вагонах. Затем нас расселили по ближайшим деревням. Я вместе с подругой Диной жила у женщины лет 50-ти в маленьком домике, переделанном из бани. Дина спала на печке, а я спала на сундуке. Спустя некоторое время всю группу поселили в пассажирском вагоне, который поставили в тупик. Два года мы прожили в этом вагоне, пока не переселили в общежитие. Питались в столовой на общих основаниях. Работали смены по 12 часов. Не было никаких отпусков. Вот так всю войну проработали…

 

Молодые девушки переживали вместе со страной всю горечь войны.

— Мы огорчались от поражений и радовались всем нашим успехам, — продолжает Любовь Муромцева. — Очень сильно обрадовались, когда под Сталинградом битва закончилась успешно. А уж как встретили Победу! В телеграф позвонили и сказали, что будет очень важное сообщение! И вот оно — «Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии». От одолевающих эмоций прыгали и бегали по городу, всех будили, кричали и радовались. Утром все собрались у здания управлению дороги. Состоялся массовый митинг, посвящённый Дню Победы.

 

Когда война закончилась, Любови Матвеевне было 19 лет. Домой она вернулась в 1946 году, в октябре того же года у нее умер отец. Она вернулась работать в Кировскую дистанцию сигнализации и связи. Изначально тоже работала телеграфисткой Морзе. Одновременно в вечерней школе заканчивала 7-й класс. А в 1948 году уехала учиться в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта, который окончила в 1952 году.

Предыдущая статьяСледующая статья