Самая новогодняя сказка

В Театре на Спасской поставили очень доброго «Щелкунчика».

Сюжет «Щелкунчика», пожалуй, одной из самых новогодних сказок знаком каждому. Вариантов презентации этого произведения Гофмана великое множество – и опера, и балет, и мультипликационный фильм. Теперь у кировских зрителей есть возможность увидеть «Щелкунчика» в театральной постановке.

Правда, не надейтесь увидеть классический сюжет – «Щелкунчик» в Театре на Спасской совсем другой: очень современный, очень динамичный и очень добрый. Да-да, в версии драматурга Натальи Ворожбит эта по-гофмановски кровожадная сказка становится вполне мирной, и для возвращения Щелкунчику прежнего образа совсем не требуется убийство Мышиного короля.

Собственно говоря, и действие нашего «Щелкунчика» происходит отнюдь не в далеком королевстве, а рядом с нами – буквально на соседней улице, где живут самые обыкновенные Марфа (Дарья Сосновская) и Федор (Иван Кандинов). Все, что их окружает, тоже вполне знакомо: и бабушки у подъезда (Марина Карпичева, Татьяна Махнева), и чудаковатый сосед Родион (Александр Трясцин), который, правда, впоследствии оказывается самым настоящим волшебником, и современная активная дама (Марина Наумова), которая успевает и следить за двумя детьми, и ухаживать за собой, и с легкостью пользуется скайпом. Наверное, именно благодаря такой близости и понятности почти двухчасовой спектакль (что редкость для детских постановок) совершенно не утомляет юных зрителей, они, напротив, буквально погружаются в действие и живо реагируют на все происходящее на сцене. Надо отметить, что вообще «Щелкунчик» получился в хорошем смысле универсальным – интересным как для самых маленьких, так и подростков и даже взрослых.

Действия нового спектакля меняются как в калейдоскопе: из похожих кусочков собираются самые разные и неожиданные картинки. Во многом это стало возможно благодаря тому, что в постановке задействовано очень большое количество актеров, а также привычно неповторимым декорациям Елены Авиновой, которые за секунду трансформируют реальность от типовой квартиры до дворца короля или темного подвала.

Но, безусловно, самая главная ценность любого произведения искусства (чем, безусловно, является и спектакль) – его суть, внутреннее содержание. И здесь тоже нужно отдать должное драматургу и режиссеру постановки, которые не стали держаться за острые моменты (а они, безусловно, всегда привлекают внимание публики), а вместо этого предложили свое видение, когда победа добра над злом становится безусловной – без кровопролитий и казней.

Ольга САЛТЫКОВА, Фото Сергея бровко

Справка

Премьера спектакля «Щелкунчик» состоялась в Театре на Спасской 30 ноября. Режиссер Юрий Алесин (Москва), художники Елена Авинова и Катерина Андреева, хореограф Ирина Брежнева, драматург Наталья Ворожбит, художник по свету Денис Гришин. Рекомендация по возрасту: 6+

Предыдущая статьяСледующая статья