Председатель правительства России решил поддержать введение налога на финансовый результат (НФР) для пилотных нефтяных проектов, рассказал в пятницу зампред правительства Аркадий Дворкович.
НФР облагаются доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя. Сначала будет трехлетний эксперимент — предположительно для 16 проектов четырех компаний («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз»), их отобрало Минэнерго. Законопроект об НФР уже давно внесли в Госдуму ханты-мансийские законодатели, нужен был отзыв правительства. Интрига держалась до последнего: Минфин выступал жестко против. Правительство подготовит положительный отзыв на законопроект, но с замечаниями к доработке во втором чтении, рассказывает министр энергетики Александр Новак.
Для Минфина это большой проигрыш — замминистра финансов Сергей Шаталов называл реформу рискованной игрой со ставкой в триллионы рублей. Самого Шаталова на пятничном совещании не было, был министр Антон Силуанов, но участники совещания говорят, что особой схватки даже не было — решение приняли быстро. Никаких сомнений и не было, премьер и раньше поддерживал концепцию, объясняет высокопоставленный чиновник: НФР не даст сразу большого выпадения доходов бюджета, он вводится для небольших истощенных месторождений с общими запасами около 1 млрд т. По расчетам Минэнерго, в первый год эксперимента налоговые доходы от 10 из 16 пилотных проектов снизятся, но за три года и позже будет выигрыш.
Но, во-первых, сейчас в бюджете каждая копейка на счету, замечает федеральный чиновник: в следующем году продолжится 10%-ное сокращение госпрограмм; если не будет принято решение о сокращении расходов на индексацию социальных выплат, все остальные расходы будут сокращены еще больше. Любые бюджетные расходы на все направления экономики сейчас сильно ужимаются, а правительство помогает отрасли, которая и так меньше всех пострадала от кризиса за счет девальвации, возмущается чиновник. Даже несмотря на повышение налоговой нагрузки из-за налогового маневра, выручка (после уплаты налогов) нефтяников в рублях в мае была выше, чем в августе, подсчитал нефтегазовый центр EY.
Во-вторых, после эксперимента НФР будет распространен на всю отрасль — и риски вырастут еще больше. Минэнерго готово изменить список проектов (например, включить только те, что не приносят убытки бюджету), но такой сценарий еще больше пугает Минфин, признает чиновник Минфина. Если эксперимент покажет безвредность, у нефтяных лоббистов будет еще больше аргументов.
Минэнерго приводит контраргумент: идея, что нефтяные доходы, основа российского бюджета, будут стабильны, иллюзорна. Добыча падает, заместить ее добычей с новых месторождений невозможно (она вся практически не облагается налогами), поэтому нужно стимулировать разработку истощенных месторождений. При текущей налоговой системе не все запасы вовлекаются в разработку, если не ввести НФР, бюджет вообще ничего не получит, а так получит хоть что-то, говорили нефтяники.
Систему надо было менять, признают аналитики Vygon Consulting: для поддержания добычи вводятся все новые и новые льготы, налоговая система становится все менее управляемой. Добыча без льгот на НДПИ снизилась с 438 млн т в 2007 г. до 345,7 млн т в 2015 г., ее доля в добыче сократилась с 95 до 71%, по расчетам Vygon, а к 2020 г. доля льготируемой нефти может превысить 33%.
Законопроект об НФР — не системное решение, на взгляд Vygon Consulting: в текущих параметрах НФР нельзя добровольно распространить на всю отрасль, он подходит только для высокозатратных месторождений без льгот, т. е., по сути, это очередная полезная, но ограниченная льгота.
Законопроект сырой, но все боятся стагнации добычи, это главное, что убедило Дворковича, а потом и премьера, делятся чиновники.
Диверсификация и импортозамещение важны, но для правительства сейчас самое важное — поддержать сырьевые доходы: надеяться, что магическим образом будет снижена от них зависимость, не приходится, резюмирует главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Большие выпадающие доходы могут быть компенсированы за счет расходов на другие секторы экономики либо даже за счет повышения других налогов, хотя президент и обещал не делать этого, рассуждает он. И так очень сильно сократились все инвестиционные доходы — на дорожное строительство и проч.,дальнейшее сокращение уже социально болезненно, предупреждает экономист: например, денег недополучат моногорода.
На совещаниях в Минэнерго обсуждался такой вариант: нефтяники подписывают с правительством соглашение, что, если сократятся поступления в бюджет, они компенсируют разницу, рассказывают чиновники. Но финансово-экономический блок правительства не считает это решением, знает один из чиновников: «Как юридически оформить, непонятно, все это будет держаться на устных договоренностях».