На вопросы читателей отвечает исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр КОЗЛОВ
Плата и площадь
Живу на 1-м этаже девятиэтажного дома. Около трёх лет назад нам объявили, что стоимость оплаты лифта теперь будет рассчитываться исходя из площади квартир. Теперь платим по 254 рубля ежемесячно, несмотря на то что лифтом не пользуемся. Это законно? На каком основании?
Да, законно. Дело в том, что по Жилищному кодексу собственник помещения в многоквартирном доме (то есть конкретной квартиры) обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 158 ЖК РФ).К такому имуществу относятся помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения – в том числе и лифты вместе с лифтовыми шахтами (ст. 36 ЖК РФ). От факта пользования таким имуществом обязанность вкладываться в его содержание не зависит. Размер платы за общее имущество определяется соразмерно доле в праве общей собственности, которая, в свою очередь, как раз напрямую зависит от площади квартиры. Таким образом, начисление платы за содержание и ремонт лифтового оборудования исходя из площади жилого помещения обоснованно.
Поясните разницу!
Живу одна в квартире общей площадью 37,5 кв. м. Некоторые услуги (например, вывоз мусора) мне приходится оплачивать исходя из площади жилья. В результате я, одиноко живущая, по факту плачу столько же, сколько пятеро соседей в такой же квартире. При этом при плате, например, за газ, свет, воду никаких подобных «накидываний» не происходит. Когда обратилась в администрацию за разъяснениями, мне начали говорить, что услуги делятся на жилищные и коммунальные и они оплачиваются по разным принципам. Чем эти два вида принципиально различаются между собой и на каком основании возникает разница в оплате?
Принципиальная разница заключается в том, что коммунальные услуги предполагают наличие некоего ресурса (воды, электроэнергии, газа), а оплата за них исчисляется исходя из объёма потребления данного ресурса. Жилищные услуги (например, плата за лифт, за ремонт и содержание общего имущества) такого ресурса и, соответственно, «объёма» не имеют и поэтому оплачиваются по факту предоставления.Основанием дифференциации платы за жилищные услуги, как правило, становится площадь жилого помещения. Плата за мусор до недавнего времени тоже считалась жилищной услугой. Однако уже относительно скоро, с 1 января 2016 года, вступят в силу поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 №89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые в корне поменяют сложившуюся ситуацию. В правовое поле вводится понятие «твёрдые коммунальные отходы», под которыми будут пониматься отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. В результате у услуги по вывозу мусора законодательно формируются уже упомянутый «ресурс» (мусор) и «объём» (его количество, подлежащее вывозу и переработке, в расчёте на конкретную квартиру). Соответственно из разряда жилищных она переходит в разряд коммунальных, что даёт возможность начислять плату исходя из «мощностей производства отходов» (то есть из количества проживающих).
А как в коммуналке?
В нашей коммунальной квартире часть жильцов приватизировали свою жилплощадь, часть – нет. Встал вопрос об установке прибора учёта воды. За чей счёт он будет проводиться (жильцы неприватизированных комнат платить не хотят) и как потом делить получившуюся сумму? Какие нормы есть на этот счёт?
Установка прибора учёта воды непосредственно в жилом помещении (коммунальной квартире) в таком случае должна производиться в складчину собственниками комнат и муниципалитетом, который обязан взять на себя расходы за граждан, живущих в неприватизированных комнатах. Причина такого расклада в том, что собственником таких комнат является как раз муниципалитет. При этом установка такого счётчика – обязанность собственников, согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Об этом можно напомнить в городской администрации, если там начнут уклоняться от оплаты своей доли в установке прибора учёта.
Ушли «в минус»?
В нашем доме установлены коллективные приборы учёта потребления горячей и холодной воды. Согласно их показаниям, за месяц в доме ушло 366 кубов воды. При этом жителям предъявили к оплате объём водоотведения в 511 куб. м! Разве может быть так, что мы вылили воды больше, чем к нам поступило?!
Вы вправе обратиться в свою УК с требованием обосновать разницу показаний общедомового потребления коммунальной услуги и сумму выставленных платежей за эту коммунальную услугу. Если вам будут отказывать в предоставлении информации, сошлитесь на пп. «е» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Там закреплена обязанность управляющей компании предоставить потребителю по его требованию возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учёта в течение рабочего дня со дня обращения. Если это не подействует, вы можете обратиться в региональную жилищную инспекцию с просьбой провести соответствующую проверку.
…Два года ждут
В августе 2014 года собственники квартир в нашем доме зарегистрировали ТСЖ. На общем собрании было решено открыть специальный счёт для сбора взносов на капитальный ремонт. Однако с этого же времени мы стали получать платёжные документы от регионального оператора с требованием перечислять деньги в его фонд. Нам объяснили, что ТСЖ надо было регистрировать до 24 июня 2014 года, а мы опоздали и теперь два года должны платить оператору. Это действительно так?
Да, это так. Подобный порядок установлен законом Волгоградской области от 19 декабря 2013 года №174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» (который, в свою очередь, опирается на нормы ст. 170 ЖК РФ). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение полугода после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включён конкретный многоквартирный дом (п. 10 Закона).В Волгоградской области такая программа вступила в силу 31.12.2013 (утверждена Постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 г. №812-п) и была официально опубликована 22.01.2014 в газете «Волгоградская правда», предназначенной для размещения подобной информации. Соответственно, с выбором вы действительно опоздали, и по умолчанию ваш дом на законном основании отдали «на попечение» регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).Также вам абсолютно верно сообщили, что решение о прекращении работы с региональным оператором и открытии спецсчёта вступает в силу через два года после направления региональному оператору соответствующего решения общего собрания (ст. 173 ЖК РФ).
Исчезло или нет?
С конца прошлого года регулярно натыкаюсь на смутные слухи о том, что плата за расход ресурсов на общедомовые нужды не то отменена, не то кардинально пересмотрена с 1 января 2015 года. Помогите, пожалуйста, разобраться! М.К., Соликамск
Никаких кардинальных изменений в отношении ОДН с 1 января 2015 года принято не было. В настоящее время продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 14.02.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Оно гласит, что потребитель коммунальных услуг (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом оплачивает траты, связанные с процессом использования общего имущества в доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Общие траты
С января этого года в наших квитанциях расход воды на общедомовые нужды превысил половину от объёма, «выбранного» индивидуальными приборами учёта. Законны ли такие объёмы и суммы, особенно с учётом того, что кранов в подъездах нет, а воду для мытья общих помещений мы носим из квартир?
Что касается «общедомового» расхода воды в домах, подобных вашему, то он в любом случае может иметь место – например, за счёт потерь ресурса в коммуникациях на пути в квартиры. Что же касается оценки справедливости начислений за ОДН, то тут в первую очередь необходимо понимать, кто является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению в доме. Вариантов, как правило, два – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация (такое возможно, если в доме действует ТСЖ или механизм непосредственного управления, когда «домовая власть» или каждый собственник по отдельности напрямую заключают договора на водоснабжение с местным водоканалом). Если имеет место вариант с управляющей компанией, плата за ОДН не должна превышать норматива, установленного на региональном уровне, если жильцы на общем собрании не принимали иных решений (п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). «Сверхнормативный» перерасход в этом случае должна оплачивать сама УК. На ситуации с непосредственным заключением договоров на водоснабжение эта практика не распространяется. В таких случаях объём израсходованной на ОДН воды рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме.