10 августа. Прохор
Прохоры и Пармены — не затевай мены. Прохор соху и борону ладит. Пора наступает, если убраны озимые хлеба вновь поле перепахивать.
11 августа. Калинов день.
Калинники. Замечали, что появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб, также боялись сырого тумана, который называли «мороком»: «Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом». Крестьянин хорошо знал свое дело: «Коли на Калинника туман — припасай косы про овес с ячменем», или: «Коли туман — припасай закрома про овес с ячменем».
Примета дня. На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит.
Тяжела нива поздних хлебов. Из ягоды-калины пирог пекут, в меду калину толкут. Дни ярые, зарницами, что стрелами раскаленными, над полями мечет калиник. Осенние грозы зачинает.
12 августа. Сила и Силуян.
Говорили: «Сила хлеб силит», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна», так как полна зерном и клонится к земле. «Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу святителя и бессильный богатырем живет (подошел новый хлеб, пища сытная)», «Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится». «Кто посеет рожь на Силу — родится сильно». А с нечистой силой на Силу считали, что «ведьмы обмирают, опившись молока».
Примета дня. Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно. Если же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь.
Жги скорей нечисти пяты соломой, все дела пойдут на лад.
Если на Силу ветреная погода и заморосил дождь — к долгой мокроте.
Самое подходящее время для посева озимой ржи.
Начать сев должен самый старший земледелец — на стариковское счастье.
13 августа. Евдокимов день
Заговенье перед успенским постом. Ели репу свежую, вяленую, пареную. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.
14 августа. Первый Спас. Медовый. Начало Успенского Поста
Спас Первый — Медовый, Мокрый Маккавей, Маковей. Праздник, с которым связывают окончание лета. Это день пчеловодов. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Строгим блюстителям обычаев и постникам только теперь разрешается есть мед. Первый добытый мед полагается освятить в церкви. На первый Спас и нищий медку попробует. В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь. Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах — средний или поздний посев ржи лучше. На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи. Дождь на Макавея — мало пожаров бывает. На Макавея собирают мак. Первый Спас — начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка — лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.
На Первый Спас святи колодцы. Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом — ни одна ведьма в дом не проникнет.
15 августа. Степан Сеновал
В этот день особо берегут лошадей. От недугов поили их водой пропущенной через серебряное сито. У пруда поит Степан лошадей. Оброс пруд чертополохом, крапивой жгучей, чередой.
Кончают сенокосные работы. Чтобы сберечь от дождей заготовленное сено, укрывают его в сеновалах-сараях. Косили отаву — отросшую траву.
16 августа. Антон Вихровей
По этому дню глядели октябрь. О человеке, рожденном в этот день, судили: взбалмошным будет, неуемным, отчаянным. Не девка — огонь! — говаривали о той, что появлялась на белый свет под крутизну ветра. Но если тихой выдавалась вихриевка, то и рожденный в этот день с виду тихим был. Да вихри в нем все одно крутились Антон завихрит со всех сторон — будет злющая зима, толстый снег на дома. Сильный холодный ветер — к морозной зиме; южный, теплый — к мягкой и снежной. В этот день могут зарядить дожди надолго.