Мюнхгаузен – в каждом из нас
Выходя из театра, я, как обычно, осмотрелся и закурил. Неспешно направляясь к светофору, с удивлением обнаружил, что меня обогнала слишком шустрая для своего возраста пара. При этом дама обернулась к кавалеру и, оскалив вставные зубы, радостно воскликнула: — Два часа полного бреда!
Раз уж это рецензия про Мюнхгаузена, где я соврал? Правильно – в том, что закурил. С детства испытываю отвращение к табачному дыму. Однако эта загадка мелка: вот загадка спектакля «Мюнхгаузен», премьера которого прошла 5 декабря в Театре на Спасской, сложна настолько, что зрителю предстоит разгадывать её вместе с актёрами.
Вообще, что мы знаем о бароне Мюнхгаузене? Не о том, реальном, который потом всю жизнь на Распэ обижался из-за пожизненной славы враля и выдумщика, а о Том Самом, которого Янковский сыграл. Вытащил себя за волосы из болота, полетал на ядре, стрелял вишнёвой косточкой в оленя, попал на сырный остров с трёхногими людьми… Погодите, что?
С точки зрения вот таких «немолодых пар», называющих бредом всё, что нельзя понять слёту, и аудитории «Камеди Клаба» это – «наркоманский бред, чё Мюнхгаузен там курил, гы-гы-гы». Тут для них закрывается книжка и заканчивается спектакль. Однако читатель и зритель повзыскательнее продолжит чтение, как и просмотр. И смекнёт: Мюнхгаузен – это не только весёлые выдумки, а, скорее всего, жизненная философия.
Пересказывать сюжет спектакля, пожалуй, не стоит – только начнёшь подбирать нужные слова и пытаться описать увиденное, получается… мюнхгаузенщина какая-то! Никто же не поверит! А между тем и вправду всё было: и ловко обманутый турецкий султан (судя по голосу, вдобавок поющий сопрано – пощёчина султану современному), и олень с вишнёвым деревом в голове, и множество Мюнхгаузенов, вышедших в зал и рассказывающих зрителям истории.
Так в чём же суть? Зачем все пушки, выстрелы, хоры и – самое главное – такая толпа знаменитых баронов-рассказчиков?
Каждый из этих баронов рассказывал какую-нибудь свою, мюнхгаузеновскую историю. Кто-то – о своём чудесном перевоплощении, кто-то – о поступлении в театральный институт, а кто-то – про стишки в 6 классе. Так или иначе, вся команда, работавшая над спектаклем – от режиссёра Степана Пектеева и драматурга Юлии Ионушайте до актёров Марины Карпичевой, Михаила Андрианова, Евгения Лютикова (да вообще всех, клянусь своими усами!) – убеждает зрителя: Мюнхгаузен – в каждом из нас. Неважно, кто ты, где живёшь – в Мюнхене или Кирове, как развлекаешься – охотой или доведением заведующего кафедрой до сумасшествия. Мюнхгаузен – больше, чем человек: это – жизненный сценарий, способный вытащить человека за волосы из самой ужасной пучины.
В современной России призыв театральной труппы «включить Мюнхгаузена» выглядит даже слишком актуально. Мы попали в болото кризисов, обвалов национальной валюты, разрыва международных отношений, духовных катаклизмов – да мало ли ещё чего. В болото мы забрели – это точно. Можно утонуть в нём ещё глубже – обострить ситуацию. А можно «включить Мюнхгаузена» — да и вытащить себя за волосы, за волосы из этого проклятого болота.
Ведь Мюнхгаузен был не столько даже искусным воином и охотником, сколько находчивым и – этого не отнять – храбрым человеком. Быть может, попробуем и мы «включить Мюнхгаузена»? Хватит ли смекалки и мужества вытащить себя из болота?
Антон Бучин
Фото Аны Агаповой