Житель Кировской области Лев Алексеевич Неведомский 15 февраля 2016 года отметит 100-летний юбилей!
Он как всегда бодр, у него отличная память. Ветеран по-прежнему интересуется жизнью своего родного предприятия, развитием железнодорожного транспорта, увлекается историей, читает много книг и газет. И, как любой мужчина, любит смотреть футбольные матчи.
О ветеране Неведомском пенсионер, бывший главный инженер Кировской дистанции электроснабжения Юрий Волков говорит: «Лев Алексеевич относится к поколению, которое было или убито пулями, или потом их стала безжалостно косить старость. В энергоучастке такие как он были романтиками в условиях суровой производственной действительности. Железная дорога как в годы войны, так и в восстановительный после нее период нуждалась в снабжении электроэнергией. Железнодорожные энергоподстанции обеспечивали электроэнергией не только предприятия железнодорожного транспорта, но и населенные пункты. Электричество раньше вырабатывалось из локомобилей как отечественного производства, таки трофейных — захваченных в военные годы. Такие локомобили были на всех крупных железнодорожных станциях. Обслуживать линии было непросто, поскольку была высокая изношенность проводов. У работников, обслуживающих их, не было выходных, требовалось много сил и здоровья. Линии из стальной проволоки часто выходили из строя, поэтому из-за частого ремонта оборудования и устройств ладони и пальцы мастеров были грубые, как подошва сапог. Одним из таких мастеров был и наш юбиляр – Лев Алексеевич Неведомский, который 36 лет своей жизни отдал работе на железнодорожном транспорте».
Сам ветеран Неведомский на жизнь не жалуется, а вспоминает свои молодые годы с легкой ностальгией. — Война меня застала в Ленинграде, когда мне было 25 лет, — вспоминает Лев Алексеевич. — На третий день я пошел добровольцем в ополчение, хотя у меня был «Сталинская бронь» – я работал на военном авиационном приборостроительном заводе «Электросила». Меня зачислили в 5-ю дивизию ополчения. Позже назначили командиром взвода по охране штаба дивизии. Нас отправили в район Пулково. Там мы вырыли окопы и стали ждать немцев. В ходе тяжелых боев отступили к Ленинграду. Там меня ранило в голову. После лечения — снова на передовую. Потом на пароходе нашу часть перевезли под Тихвин. Там снова тяжелое ранение. И тогда уже меня на поезде отправили в Киров, в госпиталь. Он располагался в нынешней школе на Театральной площади. Потом снова на фронт, воевал в разведке, дошел до Кенигсберга. Потом воевал с Японией. Был даже комендантом Порт-Артура! – воспоминаниям ветерана нет конца. И как свидетельство его большого жизненного пути – награды, которые с трудом умещаются на его пиджаке: тут и два ордена Красной Звезды, и ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней…
Лев Алексеевич в звании майора вернулся в родные места и устроился на железную дорогу электромехаником на ст. Мураши.
В послевоенное время на железной дороге преобладал ручной труд. Для того, чтобы устанавливать опоры под линию электропередачи, приходилось копать землю вручную, устанавливать опоры, а потом на них поднимать и натягивать провода. Для людей, проживающих в глубинке области, получить электричество в дома было большим благом, обеспечивающим комфорт жизни. А чтобы поддерживать эти жизненные блага людей,приходилось часто менять опоры, так как они гнили, а провода рвались. От энергетиков, обслуживающих эти устройства, требовалось крепкое здоровье и физическая закалка.
Позже Неведомский перевелся на электростанцию в Котельнич, где участвовал в работе по установке локомобилей, перевезённых из Мурашей и Пинюга. Так старой техникой обеспечивали электроэнергией ст. Котельнич и ближайший жилой сектор. Лев Алексеевич продолжал жить в Мурашах, а ездил на работу в Котельнич на поездах с паровозной тягой с пересадкой в Кирове. Времени на дорогу уходило много, поэтому семью навещал только по выходным дням.
А в 1963 году семья Неведомского переехала в Киров, поскольку Льву Алексеевичу дали квартиру. Свой трудовой путь он продолжил в Кировской дистанции электроснабжения. Во время электрификации железной дороги он занимался приёмкой прибывающей техники с последующей ее отправкой к месту установки на линейные станции. С приходом электротяги энергетики получили устройства, механизмы и технику, облегчающих их труд. С электрификацией Кировского отделения ГЖД получили свое развитие и другие железнодорожные предприятия — появилась потребность в увеличении поставок электроэнергии. В связи с этим железнодорожным энергетикам пришлось проводить работу по техническому проектированию новых сетей. В этой работе активно принимал участие и Лев Алексеевич Неведомский.
За свою трудовую деятельность Лев Алексеевич Неведомский не раз был отмечен грамотами и отраслевыми наградами. После выхода на пенсию он не прерывал связи с любимой работой – ходил по школам и в рамках профориентации агитировал школьников идти работать на железнодорожный транспорт.
Авторы: Наталья Буторина, Октябрина Павловна Воробьёва — пенсионер, бывший Заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Кировской дистанции электроснабжения. Юрий Волков — пенсионер, бывший главный инженер Кировской дистанции электроснабжения