О трудностях космических перелётов
В жизни каждого человека есть время, когда он спасал мир от драконов, освобождал принцесс, возводил и разрушал города или совершал межзвёздные перелёты. Каждый человек это делал, но со временем забыл – когда кончилось детство.
Пожалуй, возводить пору детства в некий идеал было бы ошибкой. Человеческая память обладает удивительной избирательностью, отсеивая все неприятные моменты и оставляя на душе лишь тёплое чувство ностальгии. Поэтому часто слышны голоса о том, как легко и хорошо быть ребёнком.
Новый спектакль театра на Спасской «Полёт на Марс» избегает возведения детства в идеал. Он предлагает нам окунуться в то время, когда всё у человека в первый раз: первое представление о дружбе, первые открытия, первая любовь. Взрослый человек по имени Дмитрий (Александр Королевский) находит у себя старый дневник, куда записывал все свои приключения и переживания – и зритель отправляется по следу его воспоминаний, в то время, когда он был ещё не Дмитрием, а Димоном (Сергей Трёкин). У Димона есть мечта – достроить звездолёт и полететь на Марс со своим другом Вовкой (Евгений Лютиков), и на пути к мечте стоят самые неожиданные препятствия: и баба Люба (Елена Васильева), не отдающая детали для корабля, и обаятельный хулиган Серёга (Александр Андрюшенко), эти детали отбирающий. Кажется, весь мир (хотя скорее – двор) ополчился на молодых астронавтов – но положение становится ещё хуже: пассия Димона – Галка (Наталья Шульга) пошла гулять не с ним, а с Ярославом (Александр Карпов)! Как теперь и на Марс полететь, и девушку не потерять?
Незамысловатый сюжет, тем не менее, даёт возможность режиссёру Александру Трясцину и всей труппе погрузить зрителя в детские воспоминания. Спектакль заявлен как «путешествие во времени в одном действии» — и вполне соответствует задаче. Он рассчитан скорее на взрослых зрителей, которые легко узнают и себя, и своих друзей, чем на зрителей молодых, которые всё это ещё переживают.
Единственное, в чём можно пожурить труппу – это в неправдоподобно счастливой развязке. С другой стороны, какой человек, имеющий машину времени, не вернёт упущенный когда-то шанс?
Эстетика спектакля также благотворно влияет на погружение в действо. Довольно забавно наблюдать, как перед тобой оживают детские рисунки многоквартирных домов или гаражей. Пожалуй, можно было обойтись без клоунских носов: но после того как ним привыкнешь, уже перестаёшь замечать.
Главный герой, возвращаясь во времени, иногда с умилением даёт советы себе – ребенку. Можно посоветовать многим людям поступить наоборот – чтобы прошлые, детские «версии» людей обратились бы к ним.
Спектакль заставляет задуматься, какими люди бывают в детстве. Героев среди детей – как и среди взрослых – маловато. А вот способных к прощению, милосердию и любви – все-таки больше. Пускай это проявляется в своеобразной форме – сегодня подрались, а завтра помирились, или в простенькой фразе «Баба Люба, я тебя люблю!» — сейчас даже на это способен не всякий зрелый человек.
Вместо прощения мы копим обиды, не важно на кого – на себя, ближних и дальних. Вместо милосердия говорим, что Бог простит, а наша задача, как говорил Аль Капоне, «устроить их встречу». Что уж говорить о любви, которую, если верить чересчур православным активистам, «придумал Запад».От такого и впрямь на Марс улететь хочется. Надеюсь, когда-нибудь туда полетим и мы.
Антон Бучин
Фото Аны Агаповой