В Госдуме учтут позицию представителей конфессий о существующей презумпции согласия на изъятие органов
Председатель парламентского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов запросил у представителей различных конфессий их официальную позицию относительно действующей сегодня нормы, в соответствии с которой у умершего пациента может быть извлечен необходимый орган, даже если человек при жизни не давал подобного согласия. Сегодня в России, в отличие от некоторых западных стран, в законодательстве прописана так называемая презумпция согласия, в соответствии с которой умерший россиянин не может стать донором, только если при жизни им были запрещены подобные манипуляции. Все это приводило и приводит к тому, что в стране не раз возникали скандалы — родственники умершего гражданина, ставшего донором не по своей воле, требовали внести изменения в ФЗ о трансплантации органов и тканей. 9 марта этого года Конституционный суд России признал законным изъятие органов у умерших без уведомления родственников. Практически сразу после объявления этого решения к его обсуждению присоединились представители крупнейших конфессий страны.
На сегодняшний день в федеральном законе о трансплантации органов действительно есть статья 8 «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей». В соответствии с ней «изъятие органов и (или) тканей трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту». Вокруг этой нормы уже достаточно продолжительное время ведутся споры, в частности насчет ее гуманности.
Противники этой редакции закона предлагают прописать ровно обратный принцип изъятия органов — то есть презумпцию несогласия, когда для того, чтобы использовать умершего как донора, необходимо будет следующее условие: он при жизни должен согласиться и знать, что в будущем, после смерти, его органы могут быть использованы для спасения или продления жизни другого человека. Сторонники же сохранения презумпции согласия утверждают, что введение презумпции несогласия приведет к острой нехватке донорских органов, так как многие граждане при жизни не желают думать о своей смерти и, более того, о том, как распорядиться своими органами. Фактически отмена действующего правила приведет к тому, что и так долго ожидающие пересадку почек или печени пациенты смогут в итоге их не дождаться.
Так или иначе, в ЛДПР был подготовлен проект закона, согласно которому изъятие донорских органов будет разрешено лишь после согласия родственников умершего.
«Мы считаем, что донорство надо развивать, но необходимо сохранять при этом морально-этический облик государства. Сейчас мы отправили подготовленный законопроект в представительства различных конфессий, а именно в РПЦ, управление мусульман России, еврейскую общину, католикам, протестантам, буддистам и старообрядцам с просьбой оценить наши предложения и высказать свою позицию о действующей в стране презумпции согласия на изъятие органов», — рассказал РП глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
Сами представители различных конфессий в последнее время все громче заговорили о проблеме презумпции согласия, при этом по большей части придерживаясь точки зрения тех граждан, которые выступают против самовольного изъятия органов врачами после смерти человека. Так, в середине марта председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, эксперт комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей иеромонах Димитрий (Першин) отметил, что согласие человека на изъятие у него органов после смерти можно указывать в гражданском паспорте. При этом он заметил, что христианские традиции не препятствуют и не запрещают добровольное донорство.
Практически одновременно с представителями Русской православной церкви выступил главный раввин России Берл Лазар, призвавший к изменению существующей в стране модели презумпции согласия на изъятие органов умерших. При этом он выразил надежду, что государство проявит необходимую гибкость и уважение прав верующих.
Оригинал