Премьера. Начало нового сезона. Гастроли. Фестивали. Проекты. В жизни каждого театра есть события масштабные, значимые, широко освещаемые прессой.
О которых ещё долго будут вспоминать. О которых знает город. Но между ними – как в штрипунктирной линии – есть «точки». На них, как правило, обращают внимание лишь те, кто находится внутри театра. Кто представляет, что значит, столько-то раз сыграть спектакль, отметить столько-то лет со дня выпуска из «театрального».
Татьяну Махнёву, заслуженную актрису России, с раннего утра начали поздравлять близкие люди, друзья, коллеги. По ленте в соцсетях рассыпались слова восхищения, комплименты, открытки. Сегодня исполняется сорок лет, как Татьяна Дмитриевна – для кого-то Танечка – пришла служить в «Театр на Спасской».
Кто напишет? Кто поздравит? Кто сможет рассказать о том, что это значит – сорок лет на одной сцене? Об этом не то, чтобы рассказать, – представить сложно.
– Она же каждый раз выходит на сцену, как в первый. Не бережёт себя, не сохраняет для каких-то там будущих ролей. Каждый раз – здесь и сейчас, – рассказывают коллеги-артисты. – К каждой из своих ролей относится с трепетом.
А сколько их было? Смотришь репертуарный лист, а там и Миледи в «Трёх мушкетёрах» Дюма, и Гертруда в «Гамлете» Шекспира, и Луиза в «Маленьких трагедиях» Пушкина, и Войницкая в «Дяде Ване» Чехова. Играла в пьесах Островского, Вампилова, Булгакова, Ануя, Гольдони, Кокто… Вся мировая классика. Спектакли на основной и экспериментальной сценах.
Начинаешь вспоминать спектакли, которые сейчас идут на сцене. И те, которые – увы! – остались только в памяти зрителей, на старых афишах и фотографиях. И всегда в первую очередь вспоминаешь необыкновенные, совершенно фантастические глаза актрисы. От которых просто невозможно оторвать взгляд. Будто два океана, две бездны, в глубинах которых – все человеческие страсти, вся боль и вся любовь…
– Когда в восемьдесят третьем пришёл работать в театр, первой моей серьёзной работой была «Снегурочка» Островского, – рассказывает Владимир Грибанов, директор театра. – Татьяна репетировала Снегурочку, я – Мизгиря. С тех самых пор у нас сложились нежные партнёрские и человеческие отношения. После у нас была и сценическая любовь, и сценические страсти. Но сыграть, например, любовную сцену сложно, если между артистами нет особой человеческой связи.
Теперь оба актёра – и та, что играла Снегурочку, и тот, кто играл Мизгиря, – заслуженные артисты России. Его всё реже видят зрители на сцене театра. Она продолжает быть актрисой, плотно занятой в репертуаре. Вот и сегодня Татьяна Махнёва выйдет на сцену: вечером в театре «Отрочество», где она играет бабушку Иртеньевых. А это значит, что снова будут и та особая тишина в зале, и громкие аплодисменты в финале, и цветы.