Реквизиторы, бутафоры, костюмеры, гримёры, столяры, монтировщики, помрежи – в каждом театре служат эти «бойцы невидимого фронта». Их не видят зрители на сцене. Они редко получают звания и награды. Но без них вряд ли бы мог состояться хоть один спектакль.
Вы непременно встретите их имена в театральной программке. Быть может, даже найдёте фотографию на сайте театра. Но что это расскажет вам об их работе? Знаете ли вы, например, кто такой – помощник режиссёра? Зачем он нужен? И что снится ему в страшных снах?
Вопреки расхожему заблуждению, помощник режиссёра не сочиняет вместе с постановщиком мизансцены. Его основная задача – помогать режиссёру в репетициях и проведении спектакля, координируя работу актёров и всех театральных служб.
В «Театре на Спасской» работают два помрежа. Вот один из них, Анна Булатова, даёт звонок к началу репетиции. Сейчас в театре идёт работа над новым спектаклем – французский режиссёр Ролан Боннин репетирует с артистами спектакль по пьесе Шекспира «Два веронца». Артисты собираются на малой сцене. И у нас есть время, чтобы поговорить о работе помрежа.
В театр, по её признанию, Анна попала случайно. Если так, конечно, вообще бывает.
– За студенческие годы сменила три института, – рассказывает помреж. – Училась на переводчика. Потом бросила всё, уехала в Мурманск, поступила на журналиста. Вернулась в Киров. Снова поступила на переводчика. Никак не могла найти себя. Хотелось чего-то, связанного с хореографией. Но высшего хореографического образования в нашем городе нет. Отсюда пришла мысль поступить на факультет физической культуры. По-крайней мере, что-то в желаемом направлении.
В студенческие же годы пришла и любовь к театру:
– Помню спектакль «Принцесса Грёза». Ещё запомнился «Стеклянный зверинец» с Данилом Русиновым, Натальей Красильниковой, Мариной Карпичевой. Этот спектакль тогда просто запал в сердце.
Запал в сердце и сам театр. Куда Анна пришла работать сперва костюмером, а потом и помрежем.
– У меня подруга в театре работала костюмером, мне было очень интересно, что там – за кулисами, – вспоминает Аня начало своей внутри театральной жизни. – Напросилась к ней на экскурсию. Она меня повела с вахты, по лабиринтам этим, по коридорам на четвёртый этаж в костюмерку. Я сразу же влюбилась. В этот запах особенный, в атмосферу – ни на что не похожую. На артистов, которых раньше только на сцене видела, смотрела, открыв рот. Трясцин, Кусакин… Была удивлена, что они такие простые в жизни. Трансляцию услышала, там как раз световики настраивались. Потом подруга привела меня на сцену, в закулисье. Посадили меня на диванчик, а я только и помню, что когда со сцены артисты бежали, даже вопросом не задавались – кто я и что. Реквизит мне в руки только кидали, потому что места не находили. Марина Шубина мне ребенка оставила – «реквизиторского младенца»… В конце дня спросила подругу: «Ты когда уволишься? Хочу сюда!» Она так на меня посмотрела!.. Но потом сказала, что место будет свободно с сентября.
Когда принимали на работу костюмером, первым делом спросили: «С чего начинают гладить мужскую рубашку?» На самом деле, до театра я, оказывается, так много не знала. Там учат всему! Даже в быту более умелой становишься.
Теперь Анна приходит в театр, как домой.
– Сегодня мне кажется, что театр никогда не может превратиться в рутину, – улыбается Анна. – Хотя, конечно, когда видишь всё изнутри, а не из зрительного зала, часть иллюзий отпадает. Когда работала костюмером, мне всё виделось в одном ракурсе. Когда пришла на сцену в качестве помрежа, взгляд изменился. С пульта помрежа всё выглядит по-другому. Мне даже кажется, что я со всеми заново познакомилась.
– И как спектакль выглядит с «изнанки»?
– На самом деле, с пульта почти ничего не видно. Серьёзно! Из зала смотришь – всё по-другому – эмоции, глаза актёров!
– А что такое – этот пульт помрежа?
– В первую очередь – связь со всеми. Ты вызываешь на сцену того, кто требуется сейчас, – артиста или костюмера, например. Основной же пульт находится у монтировщиков. Это благодаря им всё двигается на сцене.
– То есть когда на сцене происходят перестановки – это не ты?
– Нет. Я могу только запустить круг или опустить занавес.
– Были экстремальные ситуации, когда что-то пошло не так?
– На премьере спектакля «Собаки-якудза» круг не остановился. Самое начало первого акта, самая первая перестановка. Запускаю круг, а он не останавливается. И идёт, и идёт. Артисты сначала ждали. Такая статичная мизанцсена получилась. Потом поняли, что что-то не то происходит, и когда декорация пошла уже по третьему кругу, вышли на авансцену и продолжили играть. Срочно вызвали мастера, круг еле-еле остановили вручную. В итоге весь первый акт получилась сплошная импровизация. Все перестраивались по ходу.
– Режиссёр был в зале?
– Да, был. Прибежал панике. Самое интересное, что ты в этот момент бледнеешь и зеленеешь, а артистам и виду подать нельзя. Так что все эмоции остаются за кулисами. Зрители так и не поняли, что что-то не так.
– Когда начинаются первые репетиции нового спектакля, есть видение, каким он получится?
– Иногда сразу, с первой же читки понятно, что это будет. Иногда – наоборот. Например, на «Мюнхгаузене» мне было до самой премьеры, до последней точки не понятно, каким будет спектакль. С «Двумя веронцами» тоже пока вопрос – я не знаю, каким будет спектакль.
– Что снится помрежу?
– Что штанкеты падают. Однажды приснилось, что монтировщик упал с галереи. Страшные сны!
– Наверное, в отпуске и думать забываешь про театр?!
– Весь отпуск, все сорок два дня, только и разговоров, что о театре. Вспоминаю весь прошедший сезон. Театр не выходит из головы ни на минуту.
– А что тебя в нём так притягивает? Так радует?
– Меня вообще радует, что я в театре!
Пока мы разговаривали, в репетиции сделали небольшой перерыв. С малой сцены пришёл режиссёр.
– Аня, нам на вечернюю репетицию нужны будут плащ и верёвка, – просит Ролан.
И Аня убегает заниматься подготовкой к следующей репетиции. Они продлятся до конца мая – премьера назначена на 20 и 21 число. А потом в театре начнутся репетиции следующего спектакля. А потом ещё и ещё одного… И каждый из них будет обязан своему появлению на свет в том числе и благодаря такому незаметному – на первый взгляд – труду помощника режиссёра. И каждый будет начинаться со слов по внутренней трансляции:»Внимание артистам и цехам! Первый звонок к началу спектакля! Внимание! Первый звонок!»
Зоя Петрова