В День Победы — день рождения!

Владимир Александрович Витушко

Владимир Александрович Витушко в свои 90 лет всегда бодр и рад гостям.
Вот и накануне Дня Победы он радушно встретил работников ДК железнодорожников, которые приехали к нему с поздравлениями и подарками. 

 

 

Не мало тягот выпало на судьбу Владимира Александровича.

— Я родился 9 мая 1925 года в деревне Богушово Минской области Белоруссии, — рассказывает ветеран, — когда мне было 5 лет, моя семья попала под репрессию, и нас сослали в глубинку России — город Котлас. Поселили нас в общий барак, где такие же, как мы – ссыльные, жили на трехъярусных нарах. Многие умерли, среди них и мои старшие братья и сестра. Чтобы спасти меня – самого младшего — моя мать тайком попросила женщину, ехавшую в Белоруссию, отвезти меня к родственникам…

Несколько лет я кочевал в от одних родственников к другим. Когда мать более-менее устроила свою жизнь на чужбине, забрала юного Володю к себе. Мальчик в Котласе пошел в школу, взрослел и жил, как все советские мальчишки. 9 мая 1941 года Володе исполнилось 16 лет (кто бы мог тогда подумать, что его день рождения станет и всемирным Днем освобождения от фашизма!).

— Как-то по весне распределяли участки под картошку, и нам выделили тоже, — вспоминает Владимир Витушко, — мы с мамой и отчимом занимались посадкой, как вдруг прибежал сосед и сказал, что началась война с Германией. Тогда никто не испугался, даже шутили: «Да мы шапками закидаем этих германцев!», но не тут-то было… Из Котласа стали призывать на фронт здоровых мужчин. В конце 1942 года повестку в армию получил Владимир Витушко. — Кого-то направляли в военное училище, кого-то – сразу в действующие войска, — продолжает свой рассказ Витушко. – Я тоже хотел в военное училище, но командир мне сказал, что репрессированных не берут… Меня отправили в «учебку», которая располагалась в Вологде. Пройдя курс молодого бойца, меня на некоторое время задержали в Вологде для обучения новобранцев, а потом отправили на фронт.

 

Владимиру Александровичу довелось воевать под Старой Русой в 1942-1943 годах.

— Помню свой первый бой, — говорит Владимир Александрович, — кругом шум, грохот – рвутся снаряды, свистят пули… О страхе не думали, шли вперед. Каждый день нас бомбили. Помню, даже наши командиры договаривались с немцами по воскресениям не стрелять, очень хотелось отдохнуть от этого бесконечного рокота и взрывов. Конечно, договоренности не соблюдались.

 

В конце 1943 года вовремя лобовой атаки молодой сержант Владимир Витушко подорвался на мине, получил серьезное ранение в ногу. — Меня с поля боя вынесли санитарки, — продолжает Владимир Александрович, — потом отправили в медсанбат, а позже в госпиталь, который располагался в Ярославле. Поначалу мне хотели ампутировать раненую ногу, но, на мое счастье, из Ленинграда приехал профессор-хирург. Осмотрев меня, сказал, что ногу можно сохранить, мол, молодой организм доложен справиться. Ногу бойцу сохранили, но ему пришлось несколько лет ходить на костылях. Владимир вернулся к семье, в силу своих возможностей помогал маме по хозяйству.

 

Когда закончилась война, Владимир поступил в Ленинградский государственный университет, где выучился на филолога. По распределению приехал работать в железнодорожную школу на станцию Шарья (Костромская область). Позже работал в строительно-монтажном поезде начальником отдела снабжения, а потом перевелся заместителем начальника по воспитательной работе в пожарную команду станции Шарья. С этой должности и вышел на пенсию.

 

Сейчас Владимир Александрович Витушко живет в Кирове у своей дочери Лидии. В свободное время ветеран пишет стихи, рассказывающие о военном прошлом, о страшных сражениях и боевых друзьях.

 

Вот одно из них:

Мне не забыть январской даты —

Призыва в армию страны,

Когда советские солдаты

Заботой партии полны,

Фашистский натиск супостата

Сломить стремились на фронтах,

Разбить нацистов в пух и прах!

Не завершив десятый класс,

И в даль на поезде умчась,

Я начинал и жизнь свою

Не под родительским крылом,

Казармой стал мне новый дом.

Нашлись товарищи-друзья

В подразделении – семья!

Сперва я в качестве курсанта

К армейской жизни привыкал.

Затем уж в звании сержанта

Под Старой Русой воевал.

Попал в прославленную роту,

Где Киргизбаев Дасманбай —

Простой казах, боец пехоты

Твердил солдатам:

«Убивай Фашистскую орду!»

И сам погиб он на виду,

В траншею сходу заскочив,

Шестого фрица убивая,

Была атака лобовая,

Сам смертью храбрых опочив,

Посмертно орден получив.

Как честь – посмертная награда —

Войны Отечественной орден

Отважного в бою солдата

В Алма-Ату был отвезен

И там торжественно вручен!

 

Предыдущая статьяСледующая статья