Народные приметы с 4 по 10 июля

 

4 июля Терентий

Зацветает липа (ранний срок 27 июня, поздний – 18 июля).

Чай из цветов липы

Липа зацветает. И тут уже ребятишки не плошают. Липового цвета надо успеть собрать. В зимнем-то чае вспоминается месяц летний.

Особирывают липовый цвет ребятишки в малые короба, туеса. Липа лепестками чиста. И сквозят они на свету, что невесомая золотистая завеса. И парит над огородами сладкий дух. Сквозят лепестки липы на свету, под стать золотистой завесе дерево.

Тяготу старушечью в теле прежде как унимали? Оплеснут липовым цветом (по лету жалеть не приходится) хоть и горсть целу. Лишь бы глиняна миска была не плоска, под стать горшку. Призакроют миску. На шесток русской печи поставят. Можно и в саму печку поставить, на под. Потомить малость. А после — разливай липовый чай. Тяготу старушечью, что и в ногах бывает, и руки сводит, такой настои унимает. Бывает, что не всякая старушка до стола доковыляет. Но глядишь, напарят ей внучата цвета липового, хлебнет она целебного настоя, денек, другой — встает, что былинка, старушка на ноги.

Горячий липовый чай и сердце успокоит. И сон тихий даст. Бывает, что июль на жару заворачивает, — места найти укромного негде. Птице — и той хоть по клюв в воду залезай. Собака с высунутым языком, забившись под крыльцо, кажется, дух испускает.

Тут опять липовый цвет подмога. Ввечеру настой из цветов истомившееся нутро всякой твари успокоит. И в корыто ливонет липового настоя хорошая хозяйка, и в посудину собачью плеснет. Вот и выходит, что всякая скотина не позабыта, напоена. И дышит себе легко.

А что до человека — говорят, за страдный день сто потов сойдет с тела, в знойный-то денек, в горячий. Наворочаешься, бывало: ни спина неймет, ни руки, ни ноги. А когда чая, настоянного на травах, выпьешь, добро в самом себе утворишь. В том чае и ромашки запах, и земляничного листа, и смородинового, а к ним — липового щепоть прибавлена: не велика тайна, а чудо творит.

5 июля Ульян и Ульяна

Повсюду узорчато. Голубые колокольчики, белые ромашки, золотистые лютики, малиновые остроконечные шапки иван-чая, красные шашечки вьюнков…

Ульян кличет у полян, а Ульяна у реки ходит, глядится в речное зеркало. Стряхнет с себя Ульяна июльское колдовство — к Ульяну заторопится. А его жаркие травы к реке приведут. Эхо манит.

Ульяна кличет Ульяна, Ульян кличет Ульяну.

Ульян Ульяне в лицо не глянет.

6 июля Аграфена Купальница

Канун Праздника Ивана Купалы

Cпозаранку тщательно парились в банях, детей водили ополаскивать к чистым родникам, затем, добротно позавтракав, шли купаться в водах. Когда топили бани, то настилали на пол траву и цветы. Парились веником из травы богородицкой и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, из мяты пахучей. Аграфена Купальница заповедовала изгонять травами телесную нечистоту.

На завтрак готовили обетную кашу из толченого в ступе ячменя. Варили ее из крупы, которую собирали вскладчину — поселяне приносили ее в общий котел от каждого двора — ею же угощали нищих, калек и странников.

В ночь с 6 на 7 цветет – Многомерно Чувственным Цветом! — Папоротник, но не каждому дано тот Свет увидеть, а лишь душевно и телесно опрятным Людям, и освещает он Путь в таинственные и прекрасные Божие Миры. И с той минуты одна у человека забота — как

жизнь вокруг себя краше сделать, как помочь людям найти каждому свою неповторимую тропку к Восхождению.

В стародавние времена избы в этот день украшались венками из трав и цветов. Пели:

«Приехала Купаленка на семидесяти тележках.

Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей»

И виделось, как будто на телеге, устланной скошенной травой, охапками цветов, едет она, умытая росами, зарей-заряницей привечаемая, из семи братьев Ветровичей младшим братом Ветерком-светлокрылым неженная. Едет русская красавица Аграфена с Иваном Купалой свидеться.

Рвали и связывали чертополох и крапиву, устилали порог, втыкали в оконные щели. Чтобы предохранить и скотину, и малых ребят от порчи, деревенские бабы подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали немалую кучу посреди деревни. Заставляли сначала через нее прыгать ребятишек, а после прогоняли скотину. А ввечеру зажигали огонь. И уж прыгали через костер этот девки и парни, загадывали о любви и силе, здоровье и счастье.

Существовало поверье, будто бы в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Даже животные и травы беседуют друг с другом. Причем травы наполняются особой, чудодейственной силой. Поэтому говорили: «Сей репу на Аграфену — хороша репа будет».

Во время сева приговаривали:

«Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка —

До Великого поста».

Существовало множество шуток, связанных с репой:

Репа да горох и сеются про воров.

Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет — щипнет.

Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.

7 июля Иван Купала. Креститель

С ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы цветут волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, папоротник, разрыв-трава, одолень-трава.

К пониманию и ощущению красоты и мудрости природы городской житель приходит не сразу. Кое-кто зайдет в лес и увидит только грязную лужицу под ногами; ему станет одиноко и скучно, он тут же поспешит домой, на теплый диван, к любимому телевизору. Для Человека же это будет интереснейший мир, заполненный тысячами живых существ, которых захочется разглядеть, познать, погладить, и та же неприметная рощица покажется райским садом, который соединит его со всем огромным миром, наполнит гармонией, радостью, любовью. Уйдут суета и злоба дня, оставят проблемы и болезни…

Чтобы природа стала целебным бальзамом, откровением, нужно учиться понимать язык цветов и птиц, уметь разговаривать с деревьями и животными, быть полноценной равноправной частью окружающего мира, а не отщепенцем, умеющим только брать у природы не думая о дне грядущем. Ведь не случайно слепая Ванга могла лечить травами, которые она собирала не видя, не представляя даже, как они выглядят. Травы сами нашептывали ей, как их зовут и от каких болезней они пригодятся.

Очень удобный случай прикоснуться к тайнам природы — поиск цветущего папоротника. Вы остаетесь наедине с ночным лесом, у вас в руке лишь небольшая горящая свеча для храбрости и отпугивания нечистой силы. Вам не страшно, потому что невдалеке бредут товарищи, они тоже в поисках цветка, вы замечаете среди кустов их мерцающие огоньки. Но в то же время вы наедине с таинственным миром. Все ваши внутренние «локаторы», чувства обострены и напряжены. Сегодня вы особенно понимаете, насколько интересен и

загадочен окружающий мир. Вы слышите шелест листьев, треск веток, крики ночных птиц, шорохи, похожие на тихие вздохи и нежные слова…

Купальские обряды связаны с охранительной магией и направлены на предупреждение козней нечистой силы. Еще с языческих времен в этот день проводили ритуалы очищения от зла.

Подготовка к празднику полна магических действ. Рано утром женщины в деревнях «черпают росу». Для этого берут чистую скатерть или простыню, какую-либо посудину для росы. На лугу скатерть катают, потом отжимают. В купальской росе омывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Иногда купальскую росу используют в доме — ею обрызгивают стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни. Если вам не хочется связываться со скатертью — просто побегайте босиком, поваляйтесь нагишом в утренней траве. Эффект будет не хуже.

«Огонь очищает от всякой скверны плоти и духа, — писал один из этнографов прошлого века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». В праздничном костре с треском исчезают мусор, ненужные вещи и все, что связано с болезнью или навевает мрачные воспоминания. Так хочется в этот вечер избавиться от невзгод — надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное. Веселая компания водит вокруг костра хороводы, поет песни. Прыжки-полеты через костер — одно из самых красивых зрелищ купальской ночи. Прыгают все: чтобы сжечь с себя болезни и суету и успеть во время прыжка загадать желание. Считается, что тех, кто прыгнет выше и дольше задержится над огнем, непременно ждет удача. Прыгают в одиночку и парами. По прыжку пары можно судить о ее гармонии и крепости супружеских уз.

В магический костер принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь сделать несложно. Возьмите, допустим, носовой платок, поднесите к губам, чтобы касаться его своим дыханием, и шепотом произнесите трижды те болезни, неприятности или качества характера, которые хотите сжечь в огне купальской ночи. Прыгнув через костер, нужно сразу броситься в воду — «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Спать в купальскую ночь — зазорно. Встарь после праздника отправлялись сразу на покос — такая ночь только силы прибавляет.

Важнейшим символом купальских обрядов является цветок Иван-да-Марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый — воды. Большим уважением на Купалу пользуются Полынь-Чернобыльник и Крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.

Ивановские дожди — лучше золотой горы.

Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке.

8 июля. День Петра и Февронии. Февронии-русальницы

Этот день благоприятен для влюбленных, поскольку Петр и Феврония считаются символом верной, сильной, красивой любви.

Русалки хороводы затевают. Прибывает в их царстве речном.

Время большого сенокоса. Только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать.

9 июля. Давид Земляничник

День Тихвинской иконы Божией Матери

Давид Солунский праведной жизнью сподобился дара исцеления от болезней и духовного видения. Это день молитв о Сберегании Лучшего, и помогой в этом чтут Землянику.

В деревне почитают ягоду землянику за целебную. В ней — солнечная нежность, дух земли. Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока еще роса не опала. Собирали

на чистую льняную тряпицу, разминали чуть и прикладывали к больному месту. Ни свет ни заря шли на земляничную поляну. Меняли повязку, пока не затягивалось изъязвленное место.

Ягоды земляники от множества болезней — говорят деревенские жители. Исцеляют при малокровии, лечат печень и боли в животе унимают, мочевой пузырь укрепляют и снимают головные боли.

А как хороши ягоды земляники с молоком! Бежишь рано к березкам на поляну, собираешь в банку землянику, а бабушка, подоив тем временем корову, наливает в тарелку парного молока, высыпает ягоды в молоко, приносит ложки… Листья земляники зимой заваривали и пили под завывание вьюги земляничный чай, который и сил прибавляет, и с сердца боли снимает. Желудочные недомогания, обмен веществ, сыпи, упадок сил помогут вам избыть ягоды и листья земляники.

Попробуйте хотя бы две недели, когда почувствуете недомогание, готовить и пить из листьев земляники такой настой:

1 столовую ложку листьев заварить 1 стаканом кипятка, минут 5 — 7 кипятить, настоять 2 часа, процедить. А после по три глотка каждые три часа пить. И вы убедитесь, как болезни отступают. Вы станете легко дышать, усталости прежде времени не будут вас одолевать.

Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

10 июля. Самсон Сеночный. День почитания Странников

На сеногноя дождь — до бабьего лета будет мокро.

На сеногноя дождь — на семь недель тож.

В эти дни и стар и млад были на сенокосе.

О дожде примечали загодя до 10 июля. За сутки-двое перед дождем «плачет» конский щавель, липкие капельки сока на листьях. А если звездчатка не раскроет свои лепестки по утру, то жди ввечеру или с ночи дождя. Когда же вьюнок средь бела дня закроет цветок, то скоро дождь «встанет» на порог.

Если шли дожди, то ребятишки обращались к солнышку:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-

Колоколнышка!

Предыдущая статьяСледующая статья