Вознаграждение для торговых сетей ограничили пятью процентами.
Госдума внесла изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в два раза ограничивающие максимальный размер вознаграждения, которое выплачивается торговым сетям в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров. В настоящее время размер такого вознаграждения (так называемые ретро-бонусы) может достигать десять процентов от цены приобретенных товаров.
Согласно внесенным депутатами поправкам, общий размер вознаграждения торговых сетей не может превышать 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров (в первоначальной редакции размер бонусов предполагалось снизить до 3 % от цены приобретения товаров). В сумму указанного вознаграждения будет включаться плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. При расчете бонуса не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров — сумма акциза.
Торговым сетям запретили взимать плату за право поставок продовольствия в функционирующие или открываемые торговые объекты и за изменение ассортимента таких товаров. Также запрещено возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продуктов после перехода права собственности, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика таких товаров. Помимо этого, запрещено создавать дискриминационные условия на рынке или препятствовать доступу на товарный рынок других хозяйствующих субъектов.
Кроме того, сокращены сроки оплаты за поставленную продукцию торговыми сетями. Так, отсрочка оплаты приобретенных продовольственных товаров со сроком годности менее 10 дней уменьшена с 10 до 8 дней с момента приемки торговой сетью, для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней — с 30 до 25 дней, и с 45 до 40 дней — для товаров со сроком годности свыше 30 дней, включая алкогольную продукцию отечественного производства. При этом в течение 3 рабочих дней со дня приемки продукции должны быть переданы документы, позволяющие определить, что поставка товара произошла.
Депутаты ограничили и свободу договора. Пока только торговым сетям и поставщикам продовольствия. Им запретили заключать и исполнять (реализовывать) договоры, по которым продовольственные товары передаются для реализации третьему без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договоры комиссии, поручения, агентские или смешанные договоры содержащие элементы одного или всех указанных договоров. Исключение составляют договоры, заключаемые внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», а также между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
Поправки внесены и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, создание дискриминационных условий поставщикам продовольственных товаров повлечет штраф для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц — от 2 млн. до 5 млн. рублей. Такие же штрафы будут наложены на должностных и юридических лиц за создание препятствий для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Навязывание контрагентам условий договора, запрещенных законом, обойдется должностным лицам в сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а юридическим лицам — от 2 млн. до 5 млн. рублей.
Установлены также штрафы за заключение договоров, по которым продовольственные товары передаются для реализации третьему без перехода права собственности на товар (в т. ч. по договорам комиссии, поручения, агентским и смешанным договорам). За подобные нарушения должностных лиц ждет штраф в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а юридические лица — от 1,5 млн. до 4,5 млн. рублей. Повторные, в течение года, нарушения повлекут за собой штрафы для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 200 тыс. рублей или дисквалификацию от 1 до 3 лет; для юридических лиц штраф составит от 3 млн. до 5 млн. рублей.
Принятие закона мотивировалось благими целями — укреплением основ национальной продовольственной безопасности, активизацией дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействием недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. Однако не исключено, что принятые поправки отрицательно скажутся на объемах закупки продовольственных товаров у поставщиков и реализации продуктов питания в торговых сетях, что может привести к дефициту продовольствия.
При возникновении арбитражных споров следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. (8332) 49-42-43
http://kirpikov.ru/