Современники столетней давности

Новаторы или провокаторы – каждый посетитель «Галереи Прогресса» должен решить для себя сам

 

Одни видят шедевры, другие считают — такие работы не имеют права называться искусством. 6 февраля в ЦСИ Галерея Прогресса откроется выставку литографий из частных собраний зарубежных коллекционеров «Авангард ХХ век».

 

Выставку можно назвать кратким путеводителем по странам и стилям художественного бунтарства. Экспозиции из литографических копий с хранящихся в известных музеях мира и в частных коллекциях картин ныне вошли в широкую практику. Современные технологии позволяют практически «клонировать» шедевры, и ограниченное число сделанных копий со штампами дает им статус произведений искусства. У кировчан появится возможность увидеть творения таких мастеров как Сальвадор Дали, Рене Магритт, Хоан Миро, Василий Кандинский, а так же работы множества других новаторов, экспериментаторов XX века.

 

Беспрецедентное явление

«Авангард, как пожар, распространился по всему миру, отзываясь немецким экспрессионизмом Эрнста и абстрактными импровизациями Кандинского, яркими оптическими иллюзиями в работах Вазарели и сюрреализмом Миро, коллажами и натюрмортами Брака, серо-жёлтыми углами Бюффе, а также мистическим реализмом Магритта, — говорится в пресс-релизе «Галереи Прогресса». — Авангардисты отличались не только по технике и стилистике выполнения работ, но также обладали принципиально разным мироотношением. Почему же сегодня их произведения собраны в одном зале? Ответ прост. Каждый художник шел своим путем, но все вместе они стали создателями беспрецедентного исторического явления – авангарда XX века».

 

Мир, как я

Несомненная заслуга авангарда, как художественного течения, — разрушение плоскости академической эстетики, художники-авангардисты отстояли своё право «рисовать так, как вижу я». Впрочем, со временем, они тоже стали классиками. Классиками изображения окружающих реалий через сновидение, иллюзию. На их картинах — внутренняя реальность, мир, в котором существующее пугает до невозможности, а выдуманное вполне адекватно и нормально. Наверно поэтому искусство авангарда так созвучно современному человеку. Темп окружающей действительности постоянно увеличивается, на каждого из нас каждый день обрушиваются тонны информации и в какой-то момент начинает казаться, что все вокруг сошли с ума. В воздухе витают апокалиптические настроения (за примером далеко ходить не надо, все помнят, с каким интересом человечество ждало конца света в 2012 году). Нормальность ставит меня в тупик — заявлял Дали. Наверняка это чувство нередко посещает и наших современников. Так что между нами и безумцами, революционерами, изобретателями от искусства прошлого столетия не так уж мало общего.

 

«Линзы» автора

Выставка «Авангард ХХ век» с успехом уже демонстрировалась в других российских городах – Санкт-Петербурге, Владимире, Архангельске… Конечно, большинство литогравюр потребуют от зрителей всматривания и   размышления у творений. Многие литографии становятся понятны, только после того, как узнаешь, сквозь какие философские,   психологические, исторические и т.п. «линзы» видел мир новатор. Например, знаменитый плакат для летней Олимпиады в Мюнхене 1972-ого Виктора Вазарелли. Официальный постер посвящен Олимпийским играм без акцента на какое-то отдельное событие. Главной его задачей было представить дух Олимпиады… Так что на этой выставке не только можно, но и нужно читать сопроводительные культорологическе тексты и делится своими наблюдениями и впечатлениями со знакомыми.

2

 

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья