31 октября.
День Луки
Святой Лука почитается наставником живописи. «Не то дорого, что красна золота, а то, что доброго мастерства». От семи недуг — Лука. От гнести он избавляет, ворогушу-гнетуницу прочь отсылает — за семь верст синих, в болотину. Пока она кусты голубицы да вереска к земле пригнет, человек силы соберет. Гниль из человека выводит Лука, хилость.
НОЯБРЬ
Ледень. Ледовый кузнец. Грудень
Все в ноябре скопом — и на столе, и на земле, и на воде. Еще дарит щедро, по-осенски ноябрь. Но колдобинами дорога, между деревнями — беспутица. Не проехать, не пройти. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Торопится ледовый кузнец и землю, и воду стоячую заковать.
Зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости собирается:
«Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем!»
Гулко, голо в осинниках. О листе сказано:
«Маленький Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколебнул».
Примечали:
От первого снега до санного пути — шесть недель.
Если первый снег на мокрую землю падет — то не пропадет, а на сухую — дождь приведет.
Первая пороша — не санный путь.
По осени ранний снег — к ранней весне.
Снегу, что выпал за ночь, — верь, а первый дневной снег — его только и видели!
1 ноября
Проводы Осени
Путь груден — коню запряженному труден. И потому давали конюхи 1 ноября коням роздых.
К этому времени отмечали в деревне прилет зимних птиц. Северные кочевники — снегири, поползни, свиристели — к избам прилетели. И был обычай в этот день особенно привечать сороку. Рассыпали конюхи овес, упряжь конскую тут же раскладывали. Прилетает сорока, стрекочет, по-хозяйски оглядывает упряжь.
Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А тут сорока-белобока, болтунья, хлопотунья! Она-то и доводит домового. Сердит поначалу. И уж когда он понимает — не избавиться от стрекота, черно-белого мельтешения, хлопает домовой по ноше соломенной: «Эх ты, какая досада!» Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься. Неспроста говорят: «Знать сороку по язычку!»
Сорока кого угодно из себя выведет. Домовой в ясли забивается. Рассердился. Но конюхи ведают: негоже оставлять домового, что конюшню стережет от всякого беса и нечисти, без подношения. Приносят конюхи в горшках домовому каши. Да чтоб была та каша медом сдобрена. Уж больно охоч домовой до сладкой еды. Садятся конюхи тут же. Разламывают хлебный каравай: мол, выходи, батюшка-домовой, без тебя и кусок-то не естся! И каша-то не хлебается! Оставят домовому кусок хлеба ржаного на соломе, ложкой деревянной каши почерпнут. Деревянной надобно отчерпнуть непременно. Следит домовой, как мы почитаем обычаи старины. Как храним заветы предков своих.
2 ноября.
Артемьев день. Садок.
Садока молят об избавлении от случайной смерти. К Артемию обращаются за помощью при грыжной болезни. Квасят капусту. День Атаманов, воинских предводителей. Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям — волчица. И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам. Волчий корень — ему покорен. Волчье лыко — его улыбка. Мати зверям — волчица — его заступница.
3 ноября.
День Иллариона.
Первая пороша — не путь. Надо помнить: «Бездорожье хулить — по белу свету не ходить».
И вправду, в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам. А припорошенный — под стать тихой душе: потемки.
4 ноября
Казанская
В народе так говорили:
«С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.
После Казанской дождь пойдет, все лунки нальет». Казанскую называли зимотворной.
«С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — сказывал батюшка ребятишкам своим. И бежали ребятишки глядеть, как Казанская кажет дорожку морозцам. То-то забава — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать.
Свадьбы старались играть на Казанской, так как «Кто на Казанской жениться, счастлив будет». При этом вдумчиво относились к выбору невесты:
«Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)» и приговаривали: «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи».
Лист-зеркальце
Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать. Бежала она к роще. Искала лист, что на березе низехонько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем.
В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала обратно к деревушке своей иной. Ведь вера — она спасает. А девушке верится сердцем, не видя. И о душе можно с лица узнать немало о человеке. Ведь непременно, когда озаренная верой такая девушка встретит полюбившегося ей парня, то вся красота ее ожидания передастся ему. Вера через потьма пробивается.
Что Казанская покажет, то и зима скажет.
В этот день всегда идет дождь. Бывает, что с утра дождь, а ввечеру снег сугробами лежит. Если на Казанскую небо заплачет, следом за дождем и зимушка придет.
На Казанскую ясный день — к похолоданиям.
5 ноября.
День Якова.
Русь — Именующая, Называющая, Святая! Яков — Кователь Коллективного Духа-Разума, Соборности. От Казанского пирога «закармливали» землю. Крестьяне помнили, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда ты о нем думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к нему в пору, когда оно голо. И взять с него нечего. Разламывая кусок пирога и раскидывая по полю, крестьяне верили, что зимние птицы — снегири, свиристели, чечетки, вьюрки — прилетят к полю и своими голосами успокоят землю.
6 ноября.
День Арефы.
Русский светец — отрада девиц. Ведомо, что ноябрьские ночи до снегу темны. А прясть и ткать самый срок. Девицы собирались прясть, а всякий парень о светце задумывал. Выкованные узоры, травы и птицы, когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви.