В минувшие выходные в вятской «Галерее Прогресса» открылась выставка «АВАНГАРД ХХ века». Ее можно назвать краткой энциклопедией мирового авангарда двадцатого столетия.
Здесь представлены более десяти стран, десятки имен – знакомых и, что характерно, совершенно незнакомых не только рядовым зрителям, но, как предполагаю, также людям, имеющим отношение к искусству.
«Наша задача – говорит директор галереи Дмитрий Шиляев, – восполнить пробелы художественного образования в Кирове. Нельзя расти только на местном опыте, на знании произведений вятских художников. Необходимо обращаться к опыту мировому, к тем именам, которыми гордится весь мир, на опыте которых учится каждый художник, стремящийся к активному росту».
Итак, для начала перечислим представленные на выставке страны – Франция, Германия, Бельгия, Испания, Венгрия, Швеция, США, Дания, Нидерланды, Россия, Вьетнам, Япония и др.
Думаю, что нет нужды останавливаться в кратком обзоре на именах Василия Кандинского или Марка Шагала, Сальвадора Дали или Рене Магритта. Их имена и их творчество широко известны.
Назову имена, ставшие лично для меня открытием: Шоичи Хасегава (Япония), ЛеБаДанг (Вьетнам), Пьер Алешинский (Бельгия), Оскар Рутенсвард (Швеция), Карел Аппель (Нидерланды), Лари Зокс и Герберт Ферберт (США), Хагиешолми Ласко (Венгрия), Макс Эрнст – художник, который обладал, как говорили современники, самым призрачным воображением в мире, и т. д.
Все работы выполнены в технике литографии, часть – в технике шелкографии. Ярким пятном выделяются произведения магического реалиста Карела Аппеля (шелкография), притягивают работы венгра Виктора Вазарелли, использовавшего различные оптические трюки (optical-art), увлекают произведения Хуана Миро, которого кто то метко назвал самым красивым пером на шляпе сюрреализма. «Сюрреализм – это я!» – сказал когда то с вызовом Сальвадор Дали, но сегодня эта его реплика не кажется самонадеянной.
Одним из главным положительных моментов выставки является то, что она богата снабжена текстом – грамотным, кратким, доходчивым, легким для прочтения. В нем дается общая характеристика развития авангарда в той или иной стране, а также названы имена наиболее ярких представителей.
Все представленные на выставке художники – разные по технике, стилистике и мироощущению, каждый из них шел своим путем в искусстве, судьба многих была искалечена приходом к власти нацистов в Европе, но все вместе они представляют собой уникальное историческое и художественное явление, которое называется авангардом ХХ века.
Выставка привезена из арт-галереи Питера, а та, в свою очередь, заимствовала ее из частных коллекций Европы. Как признается Дмитрий Шиляев, в очередь за этой экспозицией пришлось постоять не один год.