Игорь Олин: Кто крадётся в школу с семейной нравственностью?

В предстоящем ноябре на одном из заседаний учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования будет рассмотрен вопрос о включении курса «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу, утверждает «Коммерсант». В Минобрнауки решили поддержать разработанный представителями РПЦ курс после консультаций с родительской общественностью. 

 

Предполагается, что старшеклассникам в рамках курса будут внушать «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре», что подготовит их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Курс разработали екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина). В 2015 году представители РПЦ уже обращались в Минобрнауки с предложением сделать курс семейных ценностей обязательным, но тогда идея не была поддержана.

 

После знакомства с данной новостью, у меня возникли вопросы.

 
Курс разработан священником и монахиней — монахиней, которая по определению мало что знает о семейной жизни. Это кажется настолько же странным, если бы какой казанова и ловелас разработал правила поведения для монашеской кельи. Судя по сведениям, имеющимся в сети, монахиня Нина — специалист в области «православной психологии». Я, честно, не понимаю, как психология может быть православной (или иудейской, языческой, католической). Может, у нас уже физика православная есть? Не понимаю, как основам семейной нравственности может учить человек, променявший семью, пускай даже по самым серьёзным причинам, на монашеский обет.

 

Почему курс опять предлагается включить в обязательную школьную программу? Она без того перенасыщена. Почему нельзя предложить факультатив? Если он будет интересным и полезным, тогда его станут выбирать. Опыт такой имеется. Коллега пишет: «Сейчас мы вместе с учениками пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются». Её поддерживает родительница: «Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу — у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат». У нас же пытаются идти по самому простому пути — обязать ходить, ходить на всякую муть, которая своей «обязаловкой» вызывает в юношестве одно отторжение.

 

У меня в школьном детстве был опыт посещения обязательного курса «Основы семейной жизни». Его преподавала одна из моих любимых учительниц, позднее признавшаяся, что вынуждена была согласиться на дополнительную нагрузку по настоятельной просьбе руководства — других желающих не нашлось. Потому то были наиболее скучные и бесполезные, на мой взгляд, занятия. Таким курс и грозит остаться. Кто его станет преподавать? Подобных специалистов, как правило, в школе нет. Повезёт, коли найдутся талантливые энтузиасты, в ином случае — пустая трата времени.

 

Или проект РПЦ рассчитан на то, что в школу пойдут священники и монахини? Это недопустимо. Когда подобные новости обсуждаются на учительском портале, то среди педагогов (как бы то ни было, людей образованных и воспитанных) разгораются нешуточные страсти, нередко переходящие в конфликт. Можно представить, что произойдёт в среде разношерстной родительской общественности, если тенденция насильственного навязывания «духовных скреп» не будет остановлена. Многие из нас с уважением относятся к верующим людям, которые тихо берегут свои святыни в собственных домах, ставят свечи и молятся в церкви, но не собираются терпеть покушения на принципы светскости школы. В то же время есть следующая точка зрения: «Игорь Витальевич, не КРАДУЧИСЬ, а победной поступью ОНИ попёрли в школу.А наша интеллигенция (школьная) встретит их в низком поклоне!».

 

…Доктор медицинских наук, сексолог Л.Щеглов не против предмета, но считает, что вести его должны никак не церковнослужители: «Какие тут могут быть комментарии? Только замешанные на недоумении, печали и большом раздражении, потому как семейная, подростковая и детская психология, развитие морально-нравственных качеств, сексуальной сферы человека — это предмет научных исследований и рекомендаций. Что его будут читать монахи, еще 10 лет назад было представить невозможно. Это воспринимается как дурная шутка».

 

 

Оригинал

 

 

 

Предыдущая статьяСледующая статья