Вы когда-нибудь смотрели ирландское кино? А авторов ирландских читали? И как? Как говорит моя сестра: «Они настолько другие и непохожие на нас, что не влюбиться в них просто невозможно». Не знаю, эта ли любовь к непохожести и абсолютно улетного восприятия мира или нечто иное заставило служителей Театра на Спасской обратиться к произведениям Мартина МакДонаха — британско-ирландского драматурга, кинорежиссера, сценариста и продюсера, который массовому зрителю знаком, скорее, как раз благодаря своим работам в кино: «Залечь на дно в Брюгге» (сценарист и режиссер), «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эбиннга, Миссури» (сценарист, режиссер и продюсер). Последний, кстати, получил «Оскар» как лучший фильм 2018 года, а кировчане в свое время могли лицезреть его на экранах «Колизея». Так вот, не знаю, что привело наш театр к МакДонаху, но эксперимент оказался более чем удачный. Для меня лично — это еще и очередная знаковая режиссерская работа Александра Трясцина (очень люблю «Гудбай, Берлин» и «Полет на Марс», а в этом году полюбила и «Снегурушку»).
«Череп из Коннемары», пьеса по которой поставлен спектакль, почему-то во многих источниках характеризуется как «жесткая и мрачная комедия». По мне так это не совсем так, это скорее детективная психологическая драма, приправленная изрядной порцией ирландского, а потому, конечно же, черного юмора. Кроме того, ирландцы, по крайней мере какими они видятся со стороны, вообще без особого пафоса и пиетета относятся к сакральным вещам: Богу, смерти… Так и в «Черепе из Коннемары» герои вот так вот запросто, с крепким словцом обсуждают вещи, о которых в нашем обществе принято говорить приглушенным шепотом. Главное действующее лицо — могильщик Мик Дауд, который должен извлечь из могилы тело своей жены, погибшей семь лет назад при таинственных обстоятельствах. Все жители городка подозревают самого Мика в убийстве. Впрочем, закрученность сюжетной линии и художественную образность языка, при желании, можно оценить, прочтя саму пьесу. А вот за невероятной сценической интерпретацией — только в театр! Во-первых, эта темная история в прочтении Александра Трясцина оказалась очень музыкальной, что, в свою очередь, позволило в очередной раз удивиться широте талантов кировских артистов (Константин Кочнев, оказывается, играет на электрогитаре, а Даниил Русинов — на барабанной установке). Во-вторых, у спектакля совершенно необыкновенное сценическое решение: все происходит в одной плоскости, даже зрители практически сидят за столом гостиной Мика, но в то же время зонирование пространства таково, что ты как будто постоянно передвигаешься, эффект усиливается периодическим использованием микрофонов. Безусловно, неподражаем образ жены Мика в исполнении Ольги Чаузовой… Тот случай, когда работа гримеров заслуживает отдельной благодарности. И, наконец, великолепная игра актеров «старой гвардии» (потрясающие Александр Королевский и Татьяна Махнева) усиливает глубину драмы, и вот уже из закоулков подсознания вместе с бутафорскими начинают подниматься собственные скелеты в шкафу…
Да, спектакль откровенный, яркий, ироничный, и, как принято говорить: детям, беременным и особо чувствительным просьба не беспокоиться. Всем остальным (а в особенности ценителям ирландского юмора) — добро пожаловать!