По Первому каналу закончилась демонстрация нового телесериала «Оттепель» (реж. В.Тодоровский), который вызвал большой интерес у зрителей и горячо обсуждается, особенно в киношных и околокиношных кругах.
Пожалуй, это первый фильм, который так подробно рассказывает о «кухне» кинематографа знаменитой хрущевской оттепели 60-х. Его действие развертывается в старом общежитии ВГИК, в павильонах и рабочих кабинетах «Мосфильма», на улицах тогдашней Москвы.
Фильм показывает столкновение старого и нового в отечественном кино. С одной стороны – конъюнктурщики и лакировщики, для которых главное, как их учили – партийность и народность, кассовый успех их картин. С другой – новаторы, талантливая молодежь, которая выступает за правду в искусстве, ищет новые пути его развития, но платит за это дорогой ценой.
У героев, безусловно, есть прототипы. Так, в начинающем сценаристе, покончившем с собой, угадывается трагическая судьба Геннадия Шпаликова. А в страстном, увлекающемся Егоре Мячине (Александр Яценко), одном из самых талантливых учеников Михаила Ромма 1961 года, студенте, который мечтает снять фильм о мальчике на войне, просматривается начало режиссерского пути Андрея Тарковского. Догадки можно строить и дальше: режиссер интригует, дразнит зрителя различными параллелями.
Но главный герой сериала – начинающий оператор Виктор Хрусталев (одна из лучших ролей Евгения Цыганова). Человек с характером, он пытается жить по совести и вынужденные компромиссы даются ему нелегко. Так, чтобы получить право снять фильм в память о погибшем товарище по его заветному сценарию, он соглашается доснять малоинтересную для него картину «о смычке города и деревни». А ради друга, безумно влюбленного в девушку (как выясняется, в девушку Хрусталева), решительно отказывается от встреч и рвет с ней личные отношения.
В сериале собрано созвездие актеров: Владимир Гостюхин, Михаил Ефремов, Лариса Малеванная, Павел Деревянко, Василий Мищенко, Андрей Смирнов, сам Тодоровский в небольшой роли режиссера. Все это стопроцентные попадания в типы и характеры людей того времени. Кто-то откроет для себя и новые имена: Виктория Исакова, Анна Чиповская, Паулина Андреева (кстати, поет сама актриса).
Правдиво переданы атмосфера и быт шестидесятых: старые автобусы, троллейбусы, «Москвичи» и «Волги», студенческое общежитие. Правда, многие ругают картину за то, что герои много пьют и курят, а Жириновский за обилие сцен с курением даже предложил снять «Оттепель» с экрана. В противовес скажу: зато не льется кровь ведрами – уже за одно это спасибо. А в общем-то получилась весьма достоверная ностальгическая вещь, которая, несмотря на отдельные недостатки, помогает лучше понять наше прошлое.
Татьяна Бушмелева: Кино про кино
Предыдущая статьяКак вятский москвича победил