Рассматриваю подборку школьных плакатов советской поры. Простые и честные. Сейчас никто такие плакаты в школу не направляет. Ценности изменились?
Мне кажется, для большинства людей моральные нормы, на которых они сами воспитывались, остались незыблемыми. А вот законотворцы как начали топтать эту мораль четверть века назад, так и продолжают по сей день.
Норма, приравнявшая самообслуживание в школах к принудительному труду, разлагает не первое поколение россиян. В нашей сельской школе в 80-е в каникулы мы кололи дрова, складывали поленницы, разбивали цветники и клумбы, возделывали пришкольный участок с овощами, в дни учебных занятий по графику дежурства подметали и мыли полы в кабинетах, носили дрова к печам (топили техслужащие), накрывали и протирали столы в столовой. Школа держала кроликов, участвовала в уборке картофеля, заготовках лапки, старшеклассники помогали колхозницам на телятнике… Кого этим удивишь из поколения 40-летних и старше? Никто не умер, никто не заболел, кто вообще на что-то может пожаловаться?
Однако после ельцинского переворота либералами, сторонниками «новой свободной России», приобщение к труду было названо эксплуатацией детей. Если жить какому-то ребёнку в нищей семье впроголодь было вполне дозволительно, то работать ни при каких обстоятельствах нельзя. Из школьников стали растить барчуков и белоручек. Учителя, конечно, сопротивлялись, но противостоять закону — себе дороже. Самое удивительное, что официальная пропаганда либералов сегодня смешала с грязью, но все их ключевые идеи, способствовавшие деградации страны, сберегла. Вот на обеде один недоросль чавкает, рыгает, заплевал весь стол: «Эй, официант!», — кричит он повару, требуя чистоты. Другой нахаркал шелухи от семечек в коридоре и орёт благим матом, что подбирать мусор должны рабочие, которым платят за это зарплату. Для многих подростков прикасаться к тряпке, ведру — боже упаси.
Труд в современной школе — самый забытый предмет. Его теперь чаще именуют «технологией», включая в содержание основы проектирования, предпринимательства и ещё бог весть чего. Однако из программы для мальчиков пока ещё не исключили знакомство с деревообработкой или слесарным делом, сделав всё, чтобы оно отмерло само собой.
Можно представить мужчину, который способен работать на различных станках, исполнять функции столяра, плотника, токаря, электрика, чертёжника и др., управляться с уймой мальчишек, большинство из которых нынче ни молоток, ни лопату в руках не держали, писать планы в сотни страниц, учить бизнес-проектам, при этом получая оклад в 6 тыс.руб.? Нет, советской закалки пожилые педагоги пока ещё кое-где есть, директора их уговаривают, пока есть силы, поработать на пенсии. А потом всё, кранты. В вузах смену уже десять лет не готовят, факультеты «трудовиков» давно закрыты. Добавлю к этому, что оборудование для технолгии в школах, как правило, 1970-1980-х годов. Если учебным заведениям канцтовары не всегда по карману, то откуда взяться дорогостоящим современным станкам? К тому же количество часов на данный предмет неуклонно сокращается. В 9-х классах его вообще нет, в 10-11 классах учебный план предусматривает по одному часу в неделю.
Модное слово «портфолио» сейчас свело с ума значительную часть родителей и педагогов. В погоне за отметками, конкурсными дипломами и грамотами они вместо детей рисуют, пишут стихи, сочиняют экологические сказки, проводят исследования и т.п., дети лишь транслируют созданное взрослыми, умиляя жюри. Чаще в начальной школе, так как далее таланты многих взрослых заканчиваются и уже не конкурируют с самостоятельными учениками.
«Уступить место» как явление в нашем обществе противоречит насаждаемому сверху порядку перманентной «борьбы за место». Достаточно вспомнить самые популярные телевизионные передачи («Последний герой», «Слабое звено», «Голос» и др.), в которых более сильный и успешный всегда вытесняет слабого и неудачливого. Приветствуется умение пробивать дорогу локтями, отвоёвывать место под солнцем любыми методами. Кто такая старушка в автобусе для мальчика с преуспевающими родителями, обеспеченного всеми благами любимого дитяти? Лузер. Слабое звено. Мальчик видит себя на сцене, в банке, в роскошном доме, он не собирается тратить свой комфорт по пустякам. Вокруг него достаточно тех, кто на недовольство окружающих заявит без обиняков: «Они ему просто завидуют!».
Не так давно в Котельниче произошёл случай, привлекший внимание уполномоченного по правам ребёнка. На катке 4 школьницы жестоко избили девочку, ставили её на колени, снимали на телефон. Что в итоге? Прошло областное родительское собрание. Вероятно, прошло городское и школьные. А толку? Родители подростков, позволяющих издеваться над сверстниками, младшими, на собрания не ходят. И если бы ходили, то ничего не изменят. Как не могут изменить ни полиция, ни школьные администрации. Отсутствие какой-либо ответственности, кроме «постановки на учет», планомерно воспитывает категорию разнузданных молодчиков, кровососами сидящих на шее общества: воры, бездельники, наркоманы, только улучающие момент, где и за чей счёт поживиться. Провозглашение образования как всеобщего блага, непонятная принудительность для школ мириться с откровенно асоциальными элементами, привела к резкому ухудшению качества образования.
Вот ещё два хороших плаката. Не третий час физкультуры при отсутствии спортзалов и инвентаря, а призыв закаляться.
Начинать же надо с возвращения вот этого плаката «Не лги никогда!», только мальчика следует заменить изображением депутата ГосДумы или чиновника. Пока нас окружает ложь в большом и малом, планах и лозунгах, подсчётах и результатах, упадок страны будет продолжаться. Советский воспитательный плакат напоминает, что расцвет определяют довольно простые правила: правдивость, доброта, здравый смысл, трудолюбие, уважение к людям.
В точку!!!
And I thought I was the sensible one. Thanks for setting me sthrigat.