Мусорная реформа кардинально изменила порядок оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В наступившем году одной из самых актуальных тем стала «мусорная» реформа, которая изменила порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с отходами. У граждан возникают вопросы: почему произошло резкое повышение тарифа за вывоз мусора, и как это отразится на качестве услуги? Попробуем разобраться в новшествах, вступивших в силу с января 2019 года.
Договор на вывоз мусора
Порядок накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Вывоз мусора производится региональным оператором на основании договоров, заключенных с потребителями. Договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должны заключаться с региональным оператором с собственниками твердых коммунальных отходов, образующихся во всех жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях.
Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется независимо от наличия или отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с отходами считается заключенным и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения на официальном сайте регионального оператора.
В этой связи утверждение о том, что договор с регоператором на оказание услуги за вывоз мусора считается заключенным с момента оплаты первой квитанции за мусор, не соответствует действительности. Призывы не платить за вывоз мусора и не заключать договор с «непонятной конторой» могут привести к возникновению задолженности по данной услуге и взысканию ее в принудительном порядке.
Отказаться от заключения договора на вывоз мусора вправе только организация при наличии в ее собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к участку, на территории которого образуются отходы.
Расчет платы за вывоз мусора
С нового года изменился расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если раньше за вывоз мусора платили лишь жильцы многоквартирных домов, а плата за мусор была включена в тариф на содержание общедомового имущества, то теперь платить должны все граждане. При этом указанная плата будет учитываться при предоставлении субсидий.
В большинстве российских регионов плата за вывоз мусора начисляется не с квадратных метров, а с человека. Власти Кировской области решили применить дифференцированный подход при начислении платы за вывоз мусора: жители Кирова и Кирово-Чепецка производят оплату исходя из площади жилья, а жители других населенных пунктов – с количества жильцов. В итоге, горожане возмущены, так как им приходится больше платить.
Между тем, установление различного порядка оплаты за вывоз мусора для жителей городских и сельских поселений противоречит закону, поскольку статья 19 Конституции Российской Федерации гласит: «Все равны перед законом». Равенство перед законом, то есть равноправие – важнейший принцип демократии и либерализма в классическом понимании. Нарушение указанного принципа является дискриминацией.
Согласно Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от имущественного положения и места жительства, а также других обстоятельств. Установление на территории Кировской области «дифференцированного» подхода к оплате за вывоз мусора дискриминирует жителей Кирова и Кирово-Чепецка, которые платят за мусор с квадратного метра.
Удивляет, что прокуратура не опротестовала указанные положения, хотя налицо разделение жителей области на две категории: тех, кто платит за вывоз мусора с человека, и тех, кто вынужден оплачивать такую услугу с каждого квадратного метра. В результате, собственники
жилых домов в Кирове в среднем должны платить 850-2000 рублей в месяц, а жители многокомнатных квартир – от 400 рублей.
Принятие такого решения продиктовано заботой о многодетных семьях, имеющих небольшие квартиры. Однако власти не подумали о проживающих в трехкомнатных квартирах одиноких пенсионерах. Если оплата с квадратного метра на капремонт хотя бы обоснована необходимостью ремонта всего дома, то с мусором это выглядит как попытка обогатиться за счет граждан. Возникает ощущение, что тарифы за вывоз мусора взяты «с потолка».
Более того, собственники нескольких объектов недвижимости должны платить за вывоз мусора по всем адресам. Например, человек живет в квартире, где оплачивает вывоз мусора. У него также имеются квартира, в которой никто не проживает, и домик в деревне. За них ему также начисляется плата за вывоз мусора, но как собственнику. То есть мусор вывозится только из одной квартиры, а платить нужно за три объекта.
Перерасчет размера платы за вывоз мусора
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусматривают перерасчет размера платы за вывоз мусора, если данная услуга оказана ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Помимо этого, перерасчет размера платы за вывоз мусора производится при временном (то есть более 5-ти полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в занимаемом жилом помещении. Перерасчет размера платы осуществляется пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, не включая дни выбытия и прибытия (см. Перерасчет размера платы за вывоз мусора).
В силу пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. В холодное время года, когда среднесуточная температура +5°C и ниже, вывоз мусора из мест накопления производится не реже одного раза в трое суток.
В теплое время года – при среднесуточной температуре выше +5 °C – вывоз мусора должен производиться ежедневно. При этом допустимое отклонение установленных сроков вывоза мусора от этой нормы составляет суммарно не более 72 часа в течение одного месяца. Единовременно в холодное время года вывоз мусора может быть произведен с задержкой не более чем на 48 часов, а в теплое время года – не более чем на 24 часа.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами установлено, что для контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В случае нарушения периодичности оказания коммунальной услуги по вывозу мусора, потребители имеют право требовать уменьшения размера платы. Основанием для перерасчета платы за вывоз мусора является акт, которым зафиксирован факт ненадлежащего оказания услуги. Кроме того, при несвоевременном вывозе мусора потребители вправе обратиться с жалобой в государственную жилищную инспекцию.
Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию вы можете на сайте и в группе ВКонтакте.
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. 8 (922) 98-98-223, (922) 98-98-224
Правительство Кировской области при установлении платы за ТКО действовало в рамках действующего законодательства.
Так, по постановлению правительства РФ № 857 (пункт 4.1) «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения». То есть у региональных властей имеются полномочия устанавливать плату, исходя из площади жилья.
Также по постановлению правительства № 1094 «у субъектов Российской Федерации есть возможность устанавливать дифференцированные тарифы», а значит, регион может применять плату как исходя из площади жилья, так и исходя из количества граждан.
В Кировской области решение о дифференцированном подходе (в Кирове и Кирово-Чепецке — плата с квадратного метра, в остальных муниципалитетах — с человека) приняла рабочая группа. Проект распоряжения, принятого рабочей группой, прошел все необходимые юридические экспертизы. Они заключили, что такое взимание платы не противоречит нормам российского законодательства.
Рабочая группа при принятии решения исходила из статистики, которая показывает, что 72% населения Кирова и Кирово-Чепецка проживают в квартирах площадью до 54 квадратных метров. Таким образом, рабочая группа приняла решение, позволяющее снизить нагрузку на большинство населения.