Споры по ОСАГО усложнили

Дополнительные офисы ОСАГО откроют в области

Досудебный порядок рассмотрения споров по выплате страхового возмещения по ОСАГО, каско и добровольному страхованию автогражданской ответственности усложнили.

С 1 июня досудебный порядок разрешения споров со страховыми организациями по ОСАГО, каско и добровольному страхованию автогражданской ответственности усложнился. С указанной даты автовладельцам до предъявления в суд иска к страховой компании необходимо будет обратиться к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг.

Следует напомнить, что институт финансового уполномоченного появился в нашей стране в 2018 году после принятия Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». При этом избежать обращения к уполномоченному до обращения в суд не удастся. То есть автовладельцам необходимо к нему обращаться.

Финансовый уполномоченный будет разбирать имущественные споры граждан с финансовыми организациями о взыскании денежных сумм до 500 000 рублей (по ОСАГО сумма требований не ограничена). Финуполномоченный примет обращение по требованию давностью до 3-х лет, если дело не находится в суде и ранее по нему не было вынесено судебное решение.

На первых порах уполномоченный будет рассматривать исключительно случаи нарушения прав автовладельцев со стороны страховых организаций. К примеру, при несогласии автовладельца с размером страховой выплаты, несоблюдения срока передачи отремонтированного транспортного средства либо нарушения иных обязательств по проведению ремонта автомобиля.

С 28 ноября обязательный досудебный порядок распространится на остальные виды страхования (кроме ОМС). С 1 января следующего года уполномоченный станет разбирать претензии к микрофинансовым организациям. А с января 2021 года к финуполномоченному смогут обратиться клиенты банков, кредитных кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов.

До обращения к финансовому уполномоченному гражданин должен направить в страховую организацию заявление. Страховая компания обязана дать ответ на заявление в течение 15 дней, если заявление направлено в электронной форме, и со дня нарушения прав гражданина прошло не более 180 дней. В остальных случаях ответ должен быть дан в течение 30-ти дней.

Гражданин вправе обратиться к финуполномоченному после получения ответа страховой компании либо при неполучении от нее такого ответа в установленные сроки. Обращение уполномоченному может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет на официальном сайте финуполномоченного, МФЦ или через портал госуслуг).

Обращение граждан к финансовому уполномоченному будет бесплатным. Для организаций, автоюристов и иных лиц, которым уступлено право требования гражданина к страховой компании по договору страхования, обращение является платным. Плата за рассмотрение финуполномоченным таких обращений составит 15 000 рублей за каждое обращение.

Финансовый уполномоченный обязан рассмотреть обращение и принять по нему решение в срок до 15-ти рабочих дней и в течение 30-ти рабочих дней со дня, если обращение направлено лицом, которому уступлено право требования гражданина к страховой организации. Рассмотрение обращения может быть приостановлено для проведения экспертизы на срок на 10-ти рабочих дней.

Обращения граждан к финансовому уполномоченному будут рассматриваться в заочной форме без вызова сторон – на основании предоставленных документов. Уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи.

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после даты его подписания финуполномоченным. Данное решение подлежит исполнению страховой организацией не позднее срока, указанного в решении. При неисполнении решения уполномоченный выдает гражданину удостоверение, являющееся исполнительным документом.

На первый взгляд может показаться, что введение института финансового уполномоченного значительно упростит автовладельцам разрешение споров со страховыми организациями. Однако, если проанализировать положения закона, то восторженность, с которой СМИ сообщают о новых правилах рассмотрения споров по ОСАГО, быстро сходит на нет.

Во-первых, усложнен досудебный порядок. Если раньше автовладельцам перед подачей иска достаточно было обратиться в страховую компанию с претензией, то теперь нужно будет проходить досудебный этап дважды: сначала направить заявление страховщику, а затем обращаться к финуполномоченному. Таким образом, на рассмотрение обращения может уйти 2-3 месяца.

Во-вторых, появился квазисудебный орган – уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. В последнее время развелось немало различных «уполномоченных по правам», которые не в состоянии заменить административные органы и суды. Более того, такие «уполномоченные по правам» малоэффективны и в большинстве своем не способны защитить права.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО», – заявил по поводу принятия закона президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Мечта страховщиков наконец-то сбылась! Чьи интересы будет защищать финансовый уполномоченный – покажет время.

По сути, финансовый уполномоченный станет промежуточным звеном, который будет решать: обоснованы ли требования автомобилиста или нет. В случае несогласия с решением, принятым уполномоченным, любая из сторон может прибегнуть к судебной защите своих прав. А ведь закон принимали для того, чтобы разгрузить суды.

Новые правила рассмотрения споров по ОСАГО фактически ограничивают конституционное право на доступ граждан к правосудию. И пока не ясно: смогут ли граждане разобраться в правовой казуистике и соблюсти все досудебные процедуры, чтобы реализовать гарантированное каждому гражданину право на судебную защиту https://kirpikov.ru/avtovladelcam-uslozhnili-poluchenie-strahovki/.

Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию вы можете на сайте https://kirpikov.ru/faq/ и в группе ВКонтакте https://vk.com/kirpikovru

 

Александр КИРПИКОВ

Центр правовой помощи

Все виды юридических услуг

Тел. 8 (922) 98-98-223, (922) 98-98-224

https://kirpikov.ru/

Предыдущая статьяСледующая статья